Нужен ли монаху телефон? Как скит под Астраханью осваивает инновации
Обитатели подворья на острове посреди Волги включают животным музыку, обогреваются геотермальным тепловым насосом и используют солнечную энергию.

"Скит находится вон на том острове, — показывает нам дорогу местная жительница Наталья. — Раньше там был пустырь. Мы и не думали, что на этом месте появится подворье, да еще и православный храм. Он ведь единственный в Комаровке, о нем все знают. Не заблудитесь, вон колокольню уже видно".

Николо-Комаровский скит-подворье образовался в Астраханской области в 2004 году, чтобы монахи одного их старейших в регионе Иоанно-Предтеченского монастыря могли работать и кормиться от трудов своих. Небольшое хозяйство всего за несколько лет превратилось в процветающую современную ферму, о которой сейчас знают далеко за пределами области. Здесь используют солнечные батареи для подогрева воды, здания обогревают благодаря геотермальному теплу, а в планах монахов — обзавестись ветровой электростанцией.


Все натуральное

Чтобы попасть в скит, нужно проехать несколько десятков километров по трассе и перебраться через Волгу с помощью парома. Часть подворья огорожена забором, но зайти на территорию может любой: главная дверь легко открывается. Мы приехали примерно в 11 часов — в разгар трудового дня. Утро здесь начинается рано — у большинства в 6 часов, но некоторые встают еще до восхода солнца. Сначала молятся, потом распределяют работы по хозяйству.

Сейчас в скиту проживают семь мужчин — их здесь называют трудниками, и шесть монахинь. Старшая сестра, матушка Анисья, ожидает нас в молочном цеху. Она готовит творог и ряженку.

"Здесь все натуральное. Делаем своими руками, по-домашнему. За этот месяц переработали уже 8 тонн коровьего молока. Производим сметану, творог, ряженку, йогурты. Технологии я обучалась в женском монастыре в Волгоградской области, но пришлось немного усовершенствовать рецепты — у нас свой климат, другая трава", — рассказывает матушка Анисья. В миру она была швеей.

С молочного цеха когда-то все и началось — прихожане пожертвовали подворью несколько коров. Хозяйство постепенно разрасталось, и монахи решили начать переработку молока. О натуральной продукции, которую делают с молитвой, быстро узнало местное население. Позже монастырскую сметану и масло начали спрашивать в Астрахани. Было решено открыть торговую лавку при монастыре, где сейчас и реализуют излишки производства. Средства от продажи идут на благотворительность и восстановление храмов.

Сейчас в подворье уже больше 100 коров. Для них на средства выигранного гранта и благотворительные пожертвования построили коровник. В нем наладили автоматизированную систему доения, установили специальную цистерну для хранения молока, а еще повесили музыкальную аппаратуру — для буренок здесь звучат церковные песнопения и молитвы.

"Животные спокойно реагируют, они привыкли к музыке. Отключаем ее только ночью. Наши буренки перестали нервничать, спокойно кушают, спокойно доятся, поэтому и удои больше, безусловно", — замечает матушка Анисья.

Музыка для буренок

Животные в скиту очень ласковые и совершенно не боятся людей, даже незнакомых. Молодые козы носятся по территории, как дети, при этом на зов матушки Анисьи быстро возвращаются в вольер, будто понимают ее слова. Телята, которым всего полторы недели, с любопытством подходят к нам и дают себя погладить.

"Иди, мой хороший, иди, — подзывает одного из них матушка Анисья. — К нам как-то комиссия приехала и удивляется: почему коровы и телята у нас совсем не мычат. Говорят — сразу видно, что здесь животных не бьют, с лаской относятся".

Даже местная сорока с птенцами без боязни ходит по траве рядом с людьми. Монахини взяли "на воспитание" и маленького скворца, который выпал из гнезда: теперь его кормят с рук монастырским творогом. Еще на территории обители есть куры, индюки, утки, лошади. Матушка Анисья, показывая хозяйство, шутит: "Наш скит — сплошной инкубатор".

"В прошлом году нам дали диплом как лучшему экологически чистому сельскохозяйственному производству в области. Мы не за медали, конечно, работаем, но все равно приятно. На самом деле это каторжный труд, очень тяжело… Ведь животные и болеют, и капризничают, и голодают даже… За все это переживаем", — говорит наместник Иоанно-Предтеченского монастыря игумен Петр (Барбашов).

Тепло земли и солнца

Имея высшее техническое образование, игумен Петр вместе с монахами внедрил в хозяйстве инновации, которые помогают значительно снизить затраты. Для подогрева воды, например, еще несколько лет назад начали использовать солнечные коллекторы (устройство для сбора тепловой энергии солнца). В скиту был установлен первый в регионе тепловой насос, привезенный из Швеции. Он использует геотермальное тепло (тепло земли) для обогрева зданий зимой и для сохранения прохлады летом.

"Используется постоянная температура земли, которая всегда плюс 10, — рассказывает отец Петр. — Интересная технология: пробурили скважины, уложили специальные трубы и установили компрессор. Если бы не было личного опыта использования теплового насоса, никогда бы не поверил, что он позволяет затрачивать в четыре раза меньше энергии, чем при использовании, например, газа или электричества".

Удобрения для растений в скиту тоже свои — на территории есть небольшая гумусная ферма. Черви перерабатывают навоз, в результате получается высококачественное удобрение. В ближайшее время в обители планируют запустить ветровую электростанцию.

"Это стереотип, что монахи, например, должны жить в подвале, не пользоваться телефонами. Разные братья бывают: есть ученые-монахи, есть отшельники. Во всем важен подход. Подумав, мы решили — почему бы нам не использовать новые технологии. Например, у нас в регионе солнечных дней больше, чем в Европе, а мы летом воду греем с помощью газа… Все эти научные достижения человечества помогают экономить", — поясняет игумен Петр.

Дело не в вине, а в его количестве

Еще в астраханском скиту гордятся своими виноградниками, которые раскинулись здесь на несколько гектаров. Среди сортов — каберне-совиньон, магарача, саперави. На территории подворья есть даже своя винодельня, для нее несколько лет назад было закуплено итальянское оборудование.

"Впервые виноградники в России появились на астраханской земле в XVII веке. Именно отсюда первое отечественное вино было отправлено к царскому столу. Решили возродить традицию. Кроме того, вино, которое бы подходило для церкви, очень сложно найти. Ведь оно должно иметь особый цвет, особую крепость, а главное — должно быть натуральным. Поэтому и начали производить церковный кагор для своих нужд", — рассказывает игумен Петр.

Вино в скиту делают по старинным рецептам: виноград сначала дробят, настаивают, потом хранят несколько месяцев в дубовых бочках. Главное правило — никаких консервантов. Кроме церковного кагора для астраханских храмов есть линейка сухого, столового и десертного вин. В самой обители его не пьют, здесь, наоборот, пьянству объявили бой и молятся в небольшом храме за оступившихся.

"Наш скит назван в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша". Считается, что она помогает излечиться от наркомании и алкоголизма. Такой вот парадокс, но дело ведь не в вине, а в количестве его потребления", — замечает наместник Иоанно-Предтеченского монастыря.

Рукоделие спасает от уныния

В скит время от времени приходят люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Монахи дают им кров, пищу, работу и шанс на новую жизнь. Кто-то долго не задерживается в подворье, а некоторые здесь уже почти десять лет.

"Историй много. Один парень пришел к нам, был наркоманом — 20 лет стажа. А сейчас готовит, хлеб печет, по хозяйству помогает. Три года уже у нас, сейчас даже не притрагивается к наркотикам. Приходят и пьющие. Один десять лет у нас уже живет, много раз уходил, приходил. Но потом сказал, что будет жить у нас. Исправился, даже алименты начал своим детям платить", — рассказывает матушка Анисья.

Несмотря на то что скит — это место для уединения, трудов и молитв, сюда часто приезжают паломники и дети. Например, воспитанники воскресной школы при монастыре "Боголепъ". Здесь им показывают, как ухаживать за домашними животными, как выращивать сельскохозяйственные культуры, как из молока сделать творог, и просто приучают к труду.

"Рукоделие, когда человек что-то делает своими руками, спасает от уныния, от безделья. А часто это рукоделие отнимается и заменяется суррогатными развлечениями — компьютером, телевизором. Люди так в это погружаются, что думают, что это настоящая жизнь, но это не так… Замечу, что церковь не тащит человека к себе насильно. Она дает современному человеку возможность подышать другим воздухом: богослужения, богообщения и молитвы", — говорит игумен Петр.

"Чтобы люди и дети приезжали"

Напоследок матушка Анисья с удовольствием показывает нам трехэтажное здание — дом для монахинь, который возводили около трех с половиной лет. На верхнем этаже здесь обустраивают храм в честь иконы Божьей Матери "Спорительница хлебов". Ей будут молиться о плодородии для России, региона и скита.

По словам монахини, скит-подворье изменил всю здешнюю жизнь: остров буквально расцвел после того, как здесь раздался первый звон церковных колоколов. Жители села Комаровка, в большинстве староверы, тоже постепенно приобщаются к жизни подворья: все чаще приходят в храм помолиться, подходят к Чаше — причаститься, а некоторые даже стали работать в скиту.

"У меня всегда была мечта: иметь свое хозяйство, чтобы на моей родине, а я из соседнего села Никольского, звучала молитва, чтобы люди и дети приезжали. Господь дал не лично мне, а для всех нас на этом острове. Но это всегда приятнее, когда ты не ради себя что-то​ делаешь, а ради другого человека. Это доставляет особую радость", — подытоживает матушка Анисья.

Елена Поротикова, ТАСС