К категории товаров легкой промышленности относится одежда, обувь, столовое и банное белье, галантерейная группа, ковры, аксессуары. Законодательством России и Евразийского экономического Союза установлено, что для выпуска этой продукции в реализацию предприниматель обязан провести маркировку - нанесение на упаковку / этикетку информации о происхождении, свойствах и характеристиках изделия.

Общие правила маркирования легкой промышленности

Согласно действующему законодательству, обязательному маркированию подлежат товары легкой промышленности как российского, так и импортного производства. Нанесение информации на этикетку – это обязанность производителя или лица, которое организует сбыт изделий.

Маркировка может находиться на самом изделии, прикрепленной к нему этикетке, упаковке, ярлычке или на листке-вкладыше. Она должна отвечать требованиям, а именно:

  • размещаться в месте, доступном для осмотра и прочтения;

  • 100%-но соответствовать всей указанной информации;

  • беспроблемно читаться (обеспечивается за счет выбора размера и цвета шрифта, и фона);

  • сохраняться в течение периода складирования и сбыта продукции.

Недопустимо нанесение на этикетку характеристик товара «ортопедический», «экологически чистый» без получения документов (протоколов испытаний), которые подтверждают эти свойства.

Установлено, что информация наносится на русском языке или на языке той страны ЕАЭС, в которой запланированы продажи.

Несоблюдение требований к маркированию легкой промышленности – это административное правонарушение, которое карается денежными штрафами, конфискацией изделий.

Какие данные наносятся на этикетку?

На этикетке / ярлыке должен присутствовать полный перечень данных, которые обозначены в профильном техническом регламенте – ТРТС 017/2011 (для взрослого гардероба) или 007/2011 (для детских вещей). Так, на этикетке указываются следующие сведения:

  • название товарной позиции;

  • страна производства;

  • наименование и местонахождение производителя и лица, которое принимает претензии к качеству на территории страны реализации;

  • размер вещи;

  • состав используемого сырья;

  • дата выпуска изделия;

  • знак «ЕАС» (удостоверяет, что продукция прошла подтверждение соответствия в рамках действующих техрегламентов).

Дополнительно, при необходимости, прописываются гарантии производителя, номер партии, размещается товарный знак производителя (если он зарегистрирован).

Для одежды и текстиля маркировочная надпись дополнительно включает следующие сведения:

  • доля натуральной и синтетической ткани в подкладке и верхе изделия;

  • модель;

  • рекомендации по уходу;

  • рекомендации по использованию (если требуются).

На трикотаже также указываются данные о составе сырья, о миграции красителя, весе куска при установленной влажности (для трикотажного полотна), способе отделке материала и порядке ухода.

На обуви указываются сведения о модели, тип материала для разных элементов (подкладка, низ, верх), правила ухода за вещью. На меховых изделиях прописываются сведения о типе меха, наличия у него окраски, порядке ухода. Подробнее о порядке маркирования продукции легпрома https://znak.store/category/markirovka/tovarov-legkoj-promyshlennosti.

Обязательная маркировка легкой промышленности кодами Data Matrix

На территории России внедряется маркирование товаров средствами идентификации – кодами DataMatrix. Перечень продукции, для которой их использование обязательно уже в 2022 году, приведен в Распоряжении Правительства РФ №792-р. В списке упомянуты:

  • элементы одежды (в том числе рабочей), изготовленные из натуральной или смешанной кожи;

  • разные виды трикотажных женских блуз;

  • мужская и женская верхняя одежда;

  • обувь;

  • домашнее белье (для спальни, кухни, банных процедур).

ДатаМатрикс – это цифровой код, который наносится на потребительскую упаковку продукции. Он имеет прямоугольную форму, в его внутренней части в уникальном порядке размещаются точки контрастного цвета. В средстве идентификации зашифрованы такие данные:

  • страна происхождения вещи;

  • ее изготовитель;

  • информация об изделии (наименование, модель, цвет и т.д.);

  • дата изготовления.

Также в коде присутствует специальный криптографический компонент, который делает его уникальным и защищает от подделывания.

Для считывания ДатаМатрикс используются специальные сканеры, потребители могут использовать для расшифровки информации мобильное приложение. Код доступен для прочтения, даже если стерта 1/3 изображения.

Как применяются коды DataMatrix

Нанесение на продукцию легкой промышленности Дата Матрикс – это обязанность как российских изготовителей, так и импортеров. Немаркированный товар нельзя легально выпустить в обращение и оформить на таможне.

Чтобы использовать средства идентификации, предпринимателю необходимо:

  • Зарегистрироваться в федеральной электронной системе «Честный Знак», внести данные о выпускаемом товарном ассортименте.

  • Отправить в «Честный Знак» заявку на получение средств для регистрации кодов ДатаМатрикс (подается в трехнедельный срок с момента регистрации в системе).

  • Проверить работоспособность программного обеспечения и оборудования для нанесения цифровых кодов.

Изготовитель проставляет ДатаМатрикс на упаковках непосредственно при выпуске товаров с предприятия, импортер вправе совершать эту операцию на распределительном складе. Получение кодов – платная услуга. Одно средство идентификации стоит 0,5 рубля.

ДатаМатрикс сканируется на этапе отгрузки товара, передачи в розницу, продажи. Таким образом в электронной системе собирается полная информация о движении единицы продукции до потребителя.

Отсутствие ДатаМатрикс на изделиях, для которых эта необходимость установлена законодательно, является административным правонарушением. За него установлена ответственность в виде штрафов и изъятия товара.