О «борьбе» за экологию

Современная борьба за экологию, как всё и везде, превращается в шоу, где важен борец, а результаты борьбы уже несущественны. Именно так все происходит в «современном искусстве». Бойс говорил «все, что я нахаркаю, то и будет искусство». Современный «эколог» делает то же самое. «Все, что я несу, ляпаю, выкрикиваю, и есть борьба за экологию». В результате все знают Грету Тунберг, но ни один человек не сможет ответить на вопрос, что именно она сделала для защиты экологии, где именно можно увидеть результат.

Веганы питаются сеном и пасутся на лугах не потому, что несчастные коровки гибнут за людей, а потому что заботятся о своем состоянии и здоровье. И все знают о веганах, но никто не знает о пользе, принесенной ими. Они создают «гармонию» с миром и проблема этой гармонии в том, что природа воспринимается как инструмент для создания гармонии, как условие гармонии, а не самостоятельная величина, субъект, который живет автономно, всерьез, и, следовательно, имеет право отказаться создавать гармонию.

В этой же картине котики и прочая живность это часть мимимишного, кавайного мира зоозащитники или эколога. При этом эколог хорошо знает, что кот не захватит территорию, не будет претендовать на часть жизненного и социального пространства зоозащитника, что все в мире все равно создано для эколога, хотя на самом деле это не факт. Поэт, художник и критик Д.Берджер справедливо задавался вопросом – если мы смотрим на что-то и не понимаем или не видим, то почему мы решили, что это на самом деле непонятно и не видно? Вполне возможно, что на это «что-то» должен смотреть только кот, который понимает и видит то, что содержится в объекте. Но нынешний «эколог» никогда с этим не согласится.

А ведь если мы обратимся к религиозному наследию, то увидим, как филигранно точно и правильно выстраивались отношения между природой и человеком, как они взаимно дополняли друг друга. В Талмуде описывается обычай: когда дерево не плодоносило, его корни красили красной краской, чтобы прохожие могли о нем помолиться. Поэтому с талмудических времен в еврейском календаре есть «Новый год деревьев».

Знаменитый католический святой Франциск Ассизский проповедовал птицам, М.Горький вспоминал, как его религиозная бабушка относилась к животным: «Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластена и подхалим, дымчатый, золотоглазый, любимец всего двора, притащил из сада скворца; бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота: – Бога ты не боишься, злодей подлый! Кабатчица и дворник посмеялись над этими словами, но бабушка гневно закричала на них: – Думаете: скоты Бога не понимают? Всякая тварь понимает это, не хуже вас, безжалостные... Запрягая ожиревшего, унылого Шарапа, она беседовала с ним: – Что ты скучен, богов работник, а? Старенький ты... Конь вздыхал, мотая головою».

Покойный наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт рассказывал – когда он только стал монахом, его определили заниматься монастырским садом, помогать старому монаху-садовнику. Однажды одна яблоня стала сохнуть. Венедикт позвал садовника. Тот посмотрел и сказал: «Так у нее же два царя. Они борются». И указал на две верхушки. Одну отрезали и яблоня стала расти нормально. В другой раз, когда случилось что-то похожее, монах-садовник, посмотрев на яблоню, сказал Венедикту:

– Возгордилась. Надо смирять.

– Как? – воскликнул изумленный Венедикт.

– Принеси большой острый кол.

Венедикт принес. Монах взял большую кувалду и, произнося поучение о необходимости смирения, стал забивать кол куда-то под корни. Через некоторое время яблоня возродилась и стала плодоносить.

Таких случаев множество. Они свидетельствуют о подлинной «борьбе за экологию». Это когда животный и растительный мир воспринимается не как предмет для борьбы, объект защиты, а как естественное продолжение общего порядка вещей, неотъемлемая часть мира и с этой частью просто надо жить в складу и ладу, жалеть, сострадать, помогать, вместе ликовать и радоваться. Вот и всё.

А пока будет продолжаться «борьба», экология так и будет гибнуть.

Борис Якеменко