О книгах и водке

В Астрахани, как и во всём СССР, дефицитом было практически всё, кроме алкоголя. В магазинах всегда присутствовал небогатый набор водки – «Русская», «Столичная», «Московская», «Пшеничная», сухое вино болгарского производства. Наблюдался также импортный алкоголь: египетский бальзам «Абу Симбел», кубинский ром «Гавана клуб», болгарский виноградный бренди «Плиска».

Особого ажиотажа не наблюдалось, хотя для медицинских вытрезвителей клиентуры хватало.

Дефицитом водка стала при первом президенте СССР и генеральном секретаре ЦК КПСС Горбачёве. Те времена запомнились повальным пьянством и гигантскими очередями за водкой, ставшей дефицитом.

С духовной пищей – книгами было так же плохо. Хоть СССР и считался «самой читающей страной в мире», на полках в книжных магазинах и в библиотеках пылились классики марксизма-ленинизма и книги местных членов Союза писателей. К примеру, в Астрахани во всех книжных магазинах в 80-х годах прошлого века лежали мёртвым грузом книжки Сергея Калашникова – члена СП и директора облкниготорга.

Кстати

Подробно о лучших книгах про алкоголь интересно и со знанием дела на YouTube-канале «Едим ТВ» рассказал бармен Василий Захаров:

Книги, интересные читателям, стали объектом спекуляций. Сейчас никто из книголюбов не будет гоняться за книгами писателя XIX века Генри Райдера Хаггарда, а в 70-80 годах прошлого века роман «Дочь Монтесумы» продавался с рук за 20-30 номиналов.

Объектом спекуляции стал и «Нерв» – посмертный сборник стихотворных текстов Владимира Высоцкого. Впервые сборник был выпущен в Москве издательством «Современник» в 1981 году тиражом 55 тысяч экземпляров. По одним данным были выпущены только 25 тысяч экземпляров. По другим данным в волгоградской типографии, бывшей одним из двух предприятий, печатавших тираж сборника, были отпечатаны неучтённые экземпляры, ушедшие местному партийному активу и спекулянтам. Страсти вокруг спекуляций книгами кипели нешуточные. Так было и со спекуляцией одежды и белья. Один известный ныне астраханский оппозиционер реально поплатился за спекуляцию чулками и колготками, заработав шесть лет лагерной отсидки.

И вот мы ныне живём в новой России.

Как теперь обстоят дела с книгами и водкой?

Водки теперь много. Не счесть марок этого крепкого напитка, быстро изменяющего сознание пьющих. Нет только астраханских марок, потому что ликероводочный завод с дореволюционной историей обанкрочен и ныне не работает. Много на полках гипермаркетов, супермаркетов, сетевых магазинов и бесчисленных маленьких магазинчиков и элитной алкогольной продукции – коньяк, виски, всевозможные ликёры. Но вот беда: пьют астраханцы в основном самые дешёвые сорта водки, порой обходясь палёной водкой и разбодяженным спиртом.

Пить астраханцы стали меньше, всё больше отдавая предпочтение здоровому образу жизни, беря пример с национального лидера – Владимира Владимировича Путина.

Продолжают пьянствовать только представители местного бомонда – депутаты всех уровней оппозиционного направления.

Дефицитом перестали быть и книги. Сейчас изданиями популярных отечественных и зарубежных авторов переполнены полки книжных магазинов и пустующих библиотек.

Понятно, что покупать безумно дорогие книги не под силу нищим астраханцам. Но вот почему любители книг проходят мимо библиотек, где им предлагают читать книги бесплатно? Неужели это своеобразный протест против дороговизны печатной продукции?

Это нелогично.

Скорее, население, с трудом сводящее концы с концами, вообще отказывается от «бесполезной» привычки читать.

Это страшно. Ведь чтение – это интеллектуальный процесс, не позволяющий охватить деградацией всё населения.

Так может, активными читателями являются представители так называемого бомонда, – депутатский корпус и государственные служащие? Нет, эту малочисленную категорию граждан больше интересуют крепкие алкогольные напитки.

Поневоле возникает избитый российский вопрос: что делать?

Николай Иванов