О праведности

Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своём телеграм-канале «Cogito ergo sum» рассуждает о праведности.

«Вчера Церковь в богослужении особенным образом напоминала всем нам в богослужебных текстах о Страшном суде. Важно, как именуется Судия в текстах: Судия праведный.

Когда Ты вознамеришься прийти суд праведный сотворить, Судия праведнейший, восседая на престоле славы Твоей, река огненная ужасающая пред Твоим судейским местом увлекает всех, и предстоят Тебе небесные Силы, и люди со страхом судятся, в том, что каждый соделал; тогда пощади нас, Христе, и удостой участи спасаемых, как милосердный, с верою молим Тебя.

Не Судия справедливый, ибо «если бы Бог был справедливым, мы были бы уже в аду» (преподобный Исаак Сирин). Не Судия милостивый (хотя о Его милосердии тоже говорится), чтобы мы это не восприняли как вседозволенность.

Судия праведный. Именно с Праведностью Бога нам предстоит быть сопоставленными. Опять же: это сопоставление выдержать никто не сможет, поэтому мы всё же взываем о милосердии.

Но нам известен точный путь, открывающий двери для этого милосердия: путь устремления к праведности, путь желания праведности. То есть путь устремления к Богу и желания Бога. Только не просто «я этого желаю», «Бог у меня в душе», а через инициативное, активное исполнение того, чем учил Христос, что проповедовали святые отцы Церкви.

Имея этот путь, мы можем произносить обращаться к Спасителю со словами: «[Ты] неотступно делал все, доколе на небо нас не возвёл и не даровал нам Царство Твоё будущее». Уже возвёл. Уже даровал. И мы можем это получить.

Кстати, именно поэтому, как ни парадоксально, в первые века христианине ждали Судию с радостью, а не со страхом. Но, признаем, что мы утратили ту непрестанную сопричастность жизни во Христе, которая была им присуща. Поэтому больше «помышляем день страшный». И всё же эти помышления должны срастворяться радостью об ожидании встречи со Спасителем».

Что думаете по поводу прочитанного вы, уважаемый читатель? Поделитесь своим мнением в комментариях.