О преступлениях нацистской Германии против РПЦ – помним!

Историк Борис Якеменко – к 79-летию Победы в Великой Отечественной войне:

«Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим вспоминал о дне Победы:

«Помнится, как в 1945 году, в первых числах мая – кажется, это был день святого великомученика Георгия Победоносца – в середине литургии отец Александр вышел в открытые Царские врата и произнес взволнованно: «Дорогие мои, радость-то какая! Война кончилась!». И резко (может быть, от смущения) вернулся к престолу».

Война принесла Русской Православной Церкви огромные разрушения. На территории СССР, подвергшейся оккупации, было разрушено или повреждено 1670 церквей и 69 часовен. Среди них были памятники мирового значения. Это Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоколамский монастыри, которые были не только разрушены, но и ограблены. Уникальную ротонду Ново-Иерусалимского монастыря, была взорвана, в подлинном виде восстановить так и не удалось, а колокольни обоих монастырей до сих пор не существуют.

На Новгородской земле сильно пострадал от немецких обстрелов уникальный Софийский собор в Новгороде (на фото): его средняя глава была пробита снарядами в двух местах, в результате чего исчезла редчайшая фреска, в северо-западной главе был разрушен купол и часть барабана, пробито и разрушено несколько сводов, содрана золоченая кровля. Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде XII века получил множество больших пробоин. Сильно пострадали от немецких авиабомб и снарядов древние монастыри Новгорода: Антониев, Хутынский, Зверин и др.

В окрестностях Новгорода от прицельного артиллерийского огня была обращена в развалины знаменитая церковь Спаса-Нередицы XII века, церковь Николы «на Липне» XIII века, церковь Благовещения «на Городище» XIII века, церковь Спаса «на Ковалеве» XIV века и другие уникальные храмы. Десятки храмов были уничтожены во Пскове, Смоленске, Гжатске, Ржеве Старице.

Д.С. Лихачев рассказал удивительный случай. В Новгороде в церкви Рождества на Кладбище с великолепными и фресками обнаружили при реставрации в верху алтарной апсиды огромный снаряд. Концы снаряда были видны и снаружи, и внутри. Вызвали саперов. Они сказали: «Единственный способ — взорвать на месте. Иначе обеспечить безопасность нельзя». Реставраторы чрезвычайно взволновались: «Но погибнут фрески!».

Рядом крутились два местных мальчика. Они услышали, что взрывать будут утром. Но когда утром приехали саперы, снаряда не обнаружили. Мальчики всю ночь сидели на храме, раскачивали снаряд и за ночь вытолкнули его наружу. Он упал на мягкую кладбищенскую землю и не взорвался.

Ужасающим разрушениям подверглись святыни Киева. Много православных храмов были уничтожены в Белоруссии. Не случайно в числе документов обвинения на Нюрнбергском процессе был представлен фотоальбом «Разрушения Русских православных храмов».

Захватчики превращали помещения храмов в конюшни, псарни, бойни для скота, казармы. Фашисты врывались в храмы с сигаретами в зубах, с собаками, стреляли в иконостасы, обдирали и оскверняли иконы. Иеромонах Амвросий Иванов из села Иклинского Угодско-Заводского района Московской области сообщал о том, что «до прихода немцев церковь была в полном порядке. Немецкий офицер велел все убрать из церкви. Ночью приехали войска, заняли церковь, завели туда лошадей. В церкви стали все бить и ломать, делать нары. Выбросили все: престол, царские врата, хоругви, плащаницу. Одним словом, из храма сделали вертеп разбойников».

Верующих убивали прямо во время богослужений. Священник г. Вереи Московской области о. Андрей Соболев сообщал: «Придя в Верейский собор сразу же после изгнания немцев из города, для богослужения, я застал в нем более 30-ти верующих, расстрелянных немцами... Некоторые тела находились в молитвенном положении. Весь пол соборного храма был залит кровью этих невинных страдальцев за Русскую православную Церковь. И в алтаре я нашел еще расстрелянных. Ничто не могло спасти их: ни святость места, ни святыни алтаря».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом…явил всему миру, народам-братьям во Христе и народам нехристианским, неслыханное, страшное лицо варвара, топчущего святое Евангелие, вторично распинающего Христа».

Ждём мнения уважаемых читателей о прочитанном в комментариях под этим материалом.