По итогам работы за первое полугодие 2013 года в прокуратуре г. Астрахани проведен анализ состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории.

Состояние регистрируемой преступности в г. Астрахани продолжает характеризоваться общим снижением, в абсолютных показателях с 5 869 - за первое полугодие 2012 года, до 4 449 - в нынешнем году.

На фоне общего снижения преступности, произошло снижение особо тяжких и ряда тяжких деяний - таких, как убийство (с 22 до 7), изнасилование (с 10 до 7). В целом снижение особо тяжких преступлений зафиксировано на отметке 24, 8%, с 347 до 261, тяжких - с 1 317 до 784 (-40, 5%).

В тоже время незначительно увеличилось количество совершенных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, с 55 до 57, в том числе со смертельным исходом - с 7 до 8. Существенно увеличилось число совершенных вымогательств, с 4 до 12.

Не может не вызывать обеспокоенность резкий рост поджогов, с 5 до 28, количества дорожно-транспортных происшествий - с 41 до 52.

Что касается уголовно-правовой регистрации корыстных и корыстно-насильственных преступлений, то здесь наблюдается общее снижение: разбойных нападений - с 55 до 48, грабежей - с 323 до 219, краж - с 1 844 до 1 522.

Продолжает не совсем благополучно складываться ситуация с состоянием преступности в общественных местах. В минувшем полугодии, как и за период 2010-2012 гг. наблюдается ее рост с 1 451 до 1 517 преступлений, в том числе на улицах - с 732 до 889, произошел также рост хулиганств с 10 до 15.

Несмотря на общее снижение уровня преступности в г. Астрахани, как и по Астраханской области в целом, ситуация остается напряженной и вызывает определенное беспокойство, нельзя забывать о латентной преступности, которая в несколько раз превышает количество регистрируемой, укрывательстве преступлений.

В определенной степени снижению преступности способствовал ряд факторов, одним из которых выступает профилактическая работа. Тем не менее, прокурорский надзор показывает, что она не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям и не в полной мере являлась максимально эффективной и последовательной.

В частности, прокурорскими проверками выявлялись факты проведения сотрудниками органов внутренних дел недостаточно эффективной профилактической работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также с ранее судимыми лицами, получившими условный срок уголовного наказания, злоупотребляющими спиртным, наркоманами, несовершеннолетними, в том числе с теми, кто находился на профилактическом учете и неоднократно попадал в поле зрения органов правопорядка.

В первом полугодии 2013 года совершено 1 063 повторных преступления, за аналогичный период 2012 года - 1 253 (-15, 2%).

Совершение преступлений ранее судимыми лицами свидетельствует о просчетах в работе, прежде всего, участковых уполномоченных полиции, не проведении эффективной индивидуально-профилактической работы с такой категорией граждан, ослаблении контроля за их поведением в быту, нерегулярное либо вовсе непосещение их по месту жительства, не выяснение источника существования, рода деятельности, круга общения и др.

К примеру, Трусовским районным судом г. Астрахани осужден 32-летний астраханец, имеющий непогашенную судимость за совершение угрозы убийством, за что ему назначено наказание в виде 7 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

Ему инкриминировалось совершение в начале этого года разбойного нападения на территории одной коммерческой фирмы, где он ночью напал на сторожа, избил его бейсбольной битой, связал и с помощью болгарки вскрыл сейф. С похищенными ценностями он скрылся с места преступления, оставив свою жертву в беспомощном состоянии.

В другом случае, Ленинским районным судом г. Астрахани признан виновным ранее судимый за совершение преступления, связанного с заведомо ложным сообщением об акте терроризма, краж, грабежа, молодой астраханец, который совместно с подельником в январе 2013 г. на территории Ленинского района г. Астрахани промышлял хищением мобильных телефонов из одежды женщин в общественном транспорте.

Не может не вызывать тревогу рост фактов совершения преступлений на бытовой почве лицами в состоянии алкогольного опьянения. Следует отметить, что практически все преступления против личности – такие, как убийства, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, угрозы убийством, изнасилования совершались не в трезвом состоянии.

Следует отметить не уменьшающееся количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.

Прокурорский надзор показывает, что факты бытового пьянства, совершения правонарушений и преступлений на данной почве слабо подвергались профилактике и своевременному реагированию со стороны правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел. Проведенный прокуратурой города анализ состояния работы по профилактике преступности органами правоохранительных структур и другими уполномоченными органами показал, что вопросу алкоголизации населения не уделялось должного внимания. Повсеместно этот вопрос не рассматривался в межведомственном формате, не планировалась и не проводилась надлежащим образом работа по инициативному выявлению фактов незаконного оборота в городе фальсифицированного алкоголя, причин и условий этому способствующих, не проводилась работа по вопросам борьбы с «самогонщиками», выявлению фактов употребления алкоголя несовершеннолетними. Количество выявленных преступлений данной категории в минувшем полугодии не отвечает складывающейся криминогенной обстановке.

Как следует из материалов расследованных уголовных дел, преступники приобретали у неустановленных лиц на рынках и в других местах г. Астрахани спиртсодержащую жидкость, затем ее разбавляли простой водой из-под крана и сбывали населению. Как показали судебные экспертизы, такая жидкость представляла реальную угрозу для жизни и здоровья человека, так как по своему содержанию не отвечала требованиям соответствующего ГОСТа.

Данная проблема требует первостепенного внимания и реакции органов власти, так как напрямую, как отмечалось, способствует совершению правонарушений и общественно-опасных деяний.

Преступность несовершеннолетних характеризуется общим снижением на 5%, с 160 до 152 преступлений.

Фактов совершения подростками убийств, изнасилований не зарегистрировано. По-прежнему львиную долю преступлений несовершеннолетних составляют кражи.

Исходя из характера и способа совершения преступлений несовершеннолетними, следует отметить, что они действовали вполне «по-взрослому». Некоторые преступления отличались особой циничностью и жестокостью. Ряд подростков, совершивших преступления, ранее неоднократно их совершали. Всего зарегистрировано совершение ими 23 повторных преступления, АППГ-27 (-6, 2%).

В частности, несовершеннолетний 1998 года рождения, состоящий на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних в органах полиции с июля 2011 г., в группе лиц похитил имущество одного ООО, причинив ущерб в размере 2 100 рублей; несовершеннолетняя 1996 года рождения, состоящая на профилактическом учете в ПДН с октября 2010 г., в феврале этого года тайно похитила мобильный телефон и деньги, причинив ущерб потерпевшей в размере 7 000 рублей; в другом случае - несовершеннолетний 1997 года рождения, состоящий на профилактическом учете в ПДН с января 2012 г., похитил денежные средства потерпевшей, причинив ущерб в размере 1000 рублей.

За незаконный оборот наркотических средств в начале года задержан несовершеннолетний 1996 года рождения, состоящий на профилактическом учете в ПДН с августа 2012 г., у которого при себе имелся пакет с марихуаной весом 97, 26 грамм.

Совершение профилактируемыми несовершеннолетними новых преступлений свидетельствует о не надлежаще проводимой с ними работе, отсутствии должного контроля за их поведением, в результате чего они продолжили преступную деятельность. Вместе с тем должных мер по усилению индивидуально-профилактической работы со стороны сотрудников полиции своевременно предпринято не было, а предпринятых мер оказалось недостаточно.

Проверка учетно-профилактических дел показала, что индивидуально-профилактическая работа с указанными несовершеннолетними надлежащим образом не проводилась, в ней отсутствовала должная система. В процессе работы не изучались связи подростков, влияние на них взрослых, других подростков, условия семейно-бытового воспитания, причины склонности к преступному поведению, не привлекался психолог.

В контексте нарушений и недостатков в работе органов полиции по борьбе с подростковой преступностью следует сказать и о недостаточности принимаемых мер комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Астрахани, формальном в ряде случаев подходе, а также о недостаточно принимаемых мерах такими комиссиями в районах г. Астрахани.

Анализируя структуру и динамику подростковой преступности, следует отметить, что она обусловлена недостатками правовой системы и социальными условиями жизни общества. В основе причин и условий, способствовавших сове¬ршению данных преступлений, находятся социально-экономические и демографические причины, связанные, прежде всего, с семейным неблагополучием, увеличением неполных и многодетных семей, где недостаточно внимания уделяется детям со стороны их родителей либо законных представителей, ослаблением вос¬питательной функции школ.

Как правило, преступления совершались несовершеннолетними из неблагополучных семей, где родители не работали либо работали не постоянно, изыскивали случайные заработки, систематически злоупотребляли спиртными напитками, наркотическими веществами, не занимались должным образом воспитанием и содержанием своих детей. Контроль со стороны родителей за своими детьми, по сути, отсутствовал либо являлся существенно ослабленным.

Прокурорский надзор показывает, что в работе органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних допускается формализм, функции реализуются не всегда эффективно и системно, по ряду позиций явно не дорабатывают, отсутствует должное межведомственное взаимодействие.

Состояние преступности обусловлено множеством факторов, на которые должна влиять и работа органов местного самоуправления, в частности: на степень освещенности общественных мест, так как проведенный анализ показал, что более существенное количество преступлений против личности и собственности, а именно изнасилования, грабежи и разбойные нападения, в минувшем полугодии совершены в вечернее и ночное время суток, в неосвещенных или недостаточно освещенных местах; объем выделяемых средств по реализации программ по борьбе с преступностью, реальное и эффективное исполнение запланированных мероприятий; эффективность работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; организация видеонаблюдения на улицах; состояние дорог, из-за неудовлетворительного состояния которых совершены десятки ДТП, в том числе со смертельным исходом.

На совершение преступлений граждан толкает безработица, особенно тех, кто освободился из мест лишения свободы и желает покончить с преступным прошлым. В этой связи, повышение уровня благосостояния граждан, увеличение рабочих мест, улучшение социально-экономической ситуации является необходимым условием успешной борьбы с преступностью. Профилактика преступности должна носить комплексный характер и осуществляться не только правоохранительными, но и всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В целях организации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняя функцию координации как деятельности уполномоченных государственных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению, уголовному преследованию и наказанию виновных в их совершении, в минувшем полугодии проведено 4 заседаний координационного совещания правоохранительных органов по различным вопросам, актуальным для г. Астрахани.

Становится все более очевидным, что координация деятельности по борьбе с преступностью неизбежно сопряжена с необходимостью вовлечения различных государственных и общественных структур, чья каждодневная работа непосредственно связана с обеспечением законности и противодействием правонарушениям и не только уголовно-наказуемым.

В минувшем полугодии прокурорскими проверками охвачена значительная доля вопросов исполнения федерального законодательства.

В ходе проведенных проверок всего выявлено 481 нарушение закона, в связи с чем, незамедлительно последовали меры прокурорского реагирования, в том числе возбуждение административных производств, обращение с исками в суд, инициирование проверок в порядке ст.ст. 144,145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Из общего количества выявленных нарушений, наибольшее количество вскрыто в сфере соблюдения прав и свобод граждан. Нарушения касались попирания жилищных прав граждан, об их обращениях, о правах потребителей. Выявленные в сфере экономики нарушения касались вопросов жилищно-коммунального комплекса, бюджетных правоотношений и землепользования, охраны окружающей среды и природопользования - об отходах производства и потребления, об охране и использовании животного мира.

Выявлены нарушения законодательства о несовершеннолетних, а именно: об охране жизни, здоровья и защиты семьи, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о жилищных правах детей-сирот.

Наиболее яркие нарушения законности выявлены в деятельности детских садов, школ, учреждений социального назначения и реабилитационного цента, заключающиеся в несоблюдении Правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований. В результате под угрозу поставлена жизнь и здоровье детей, сотрудников учреждений, что крайне недопустимо.

Такие факты необходимо своевременно предупреждать, разбираться в ситуации, действенно реагировать на возникающие проблемы.

В этой связи, принимая во внимание начало нового учебного года, необходимо заблаговременно провести комплексное обследование зданий и помещений школ, других образовательных учреждений для детей на предмет их безопасности, в том числе от террористических угроз.

Неблагополучны обстоят дела в торговой сфере. Прокурорскими проверками выявлены нарушения административного законодательства, в частности, факты реализации несовершеннолетним алкогольной продукции, а также реализации алкогольной и табачной продукции вблизи образовательных учреждений. В связи с этим принимались меры реагирования.

Установлены факты нарушений санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства, правил пожарной безопасности, об отходах производства и потребления, осуществления торговли в отсутствии разрешения на организацию деятельности рынков, реализации продуктов питания без медицинских книжек, в отсутствии сертификатов и паспортов качества.

В частности, зарегистрированы не единичные случаи реализации в городе продуктов питания: мяса, рыбы, молока и др. прямо с земли, складирование картонных коробок, деревянных ящиков, целлофана из-под продуктов рядом с торговыми местами, жилыми домами, что могло привести к их возгоранию из-за несвоевременного вывоза, влекло нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.

Ни управляющими компаниями, ни индивидуальными предпринимателями, ни физическими лицами, осуществляющими торговую деятельность на указанных объектах, не выполнялись должным образом требования действующего законодательства.

Продолжая тему санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следует отметить ежегодное неблагополучное положение дел вблизи прибрежных полос.

Берег на острове «Городской», рядом с «Мясокомбинатом», Суворовской школой и в других местах г. Астрахани находится в катастрофической ситуации. В летнее время он загрязнен твердыми бытовыми отходами, различным мусором, стеклянными и пластиковыми бутылками, бумагой, полиэтиленовыми пакетами, остатками пищи и др. Часто в указанных местах осуществляется мойка автотранспорта. В связи с выявленными нарушениями закона приняты меры прокурорского реагирования, направлены исковые заявления в суд.

Результаты проверок показали, что органы контроля, призванные осуществлять свою деятельность в указанной сфере не достаточно эффективно использовали свои полномочия, что повлекло принятие мер прокурорского реагирования.

Положение дел в этой сфере оценивается как неудовлетворительное, в связи с чем, нацеленность надзора будет сохраняться.

Учитывая актуальность вопроса пожарной безопасности, в целях недопущения природных пожаров, защиты жизни, здоровья и имущества граждан и предприятий, учитывая зарегистрированные факты пожаров с начала лета в ряде регионов России, считаю необходимым обратить самое серьезное внимание на данный вопрос.

В минувшем полугодии последовательно проводилась исковая работа. Прокурором города в суды направлены иски в интересах граждан и неопределенного круга лиц в защиту их жилищных прав, об обязании администрации города устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, приостановлении эксплуатации зданий жилых домов, признанных аварийных и подлежащих сносу, ликвидировать места несанкционированного размещения отходов, об оспаривании нормативно-правовых актов, об устранении нарушений земельного законодательства. Предъявлены иски в порядке уголовного судопроизводства о взыскании с подсудимых средств на лечение потерпевших.

Прокуратурой г. Астрахани проведена проверка по обращению ветерана ВОВ Беляевой Р.А. по вопросу отказа в предоставлении в собственность земельного участка в г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.

В ходе проверки установлено, что Беляева Р.А. является ветераном ВОВ, на нее распространяются положения ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающей право лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденными орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством для жилищного строительства.

Прокурор города обратился в суд с исковым заявлением, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о его удовлетворении и обязании администрации г. Астрахани предоставить ветерану в собственность земельного участка в г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.

В судебном порядке прокуратура города защитила земельные права матери ребенка-инвалида, которой управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани не был предоставлен положенный по закону земельный участок.

В ходе проверки установлено, что Полякова Л.С. является матерью ребенка-инвалида Савина Е.Н. Пытаясь реализовать свое право на получение земельного участка для ведения садоводства, она обратилась в указанное управление, однако, земельный участок не был предоставлен.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Кировским районным судом г. Астрахани удовлетворен иск прокурора г. Астрахани к администрации города в интересах Ивановой О.В., несовершеннолетних Иванова Д.Б., Ивановой А.Б., Ивановой М.С. об обязании предоставить жилое помещение.

Прокурорская проверка показала, что указанная семья проживает в общежитии по ул. С. Перовской, д. 96а. Право на проживание в данном общежитии им предоставлено временно. По прежнему месту жительства, по ул. С. Перовской, д. 103/22 данная семья выселена ввиду аварийности здания и угрозы обвалом. До настоящего времени данная семья не была обеспечена благоустроенным жилым помещением. Иванова О.В. неоднократно обращалась в администрацию города с просьбой обеспечить предоставление ее семье жилого помещения, однако ей было отказано.

Дом, в котором ранее проживала семья Ивановой О.В., снесен, так как не пригоден для проживания и производства ремонта, следовательно, последняя и ее семья в соответствии с действующим законодательством имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.

На основании постановления администрации Кировского района г. Астрахани от 19.04.2004 №621, с 2004 года Иванова О.В. с составом семьи 3 человека состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако жилое помещение им так и не предоставлено.

Суд полностью удовлетворил иск прокурора и обязал администрацию города предоставить указанным лицам на состав 4 человека вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления.

Прокуратурой г. Астрахани проведена проверка по обращению Капкаевой И.Р. по вопросу отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей.

В ходе проверки установлено, что администрацией города отказано семье Капкаевой И.Р. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей, которое является незаконным, так как противоречит жилищному законодательству.

Семья Капкаевой И.Р. обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы и соответственно нуждается в улучшении жилищных условий.

По результатам проверки, прокурор города обратился с иском в суд о признании постановления администрации города, от 17.12.2012, «Об отказе семье Капкаевой И.Р. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей» незаконным и обязании администрации города принять на учет нуждающихся в жилых помещениях указанную семью с составом 3 человека по списку молодых семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.». Иск прокурора судом удовлетворен.

Продолжая тему жилищных правоотношений, следует отметить медленно решающуюся проблему со сносом жилых помещений признанных в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащих сносу.

Исполнение законодательства о безопасности дорожного движения сопровождается не без нарушений.

Статистические данные свидетельствуют о не снижающемся количестве фактов совершения ДТП, чему, безусловно, способствует ряд объективных и субъективных причин, от элементарного незнания участниками дорожного движения ПДД РФ, до неудовлетворительного состояния дорог.

Прокурорскими проверками выявлены факты нарушения земельного законодательства.

Анализ таких нарушений показал, что по-прежнему остро стоит в городе проблема самовольного занятия земельных участков, а также нецелевое использование земли. Во всех случаях прокуратура оперативно реагировала на такие факты, досконально разбираясь не только в допущенных нарушениях, но и причинах и условиях, им способствующих. Для оценки ситуации в каждом случае осуществлялись выезды на места, зачастую с привлечением специалистов. В результате выявлено 27 нарушений земельного законодательства, что повлекло принятие мер реагирования.

24.05.2013 прокурором г. Астрахани объявлено предостережение начальнику управления по распоряжению земельными ресурсами администрации города о недопустимости нарушения земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, поводом для которого послужили результаты проверки относительно установления базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани для эксплуатации металлических гаражей.

Выявлены нарушения в деятельности администрации города при предоставлении земельных участков, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц о их предоставлении, а также отсутствие должного муниципального земельного контроля за использованием земель.

В деятельности администрации города выявлялись нарушения требований градостроительного законодательства, в связи с чем прокуратурой принимались меры реагирования. Вскрытые нарушения касались несоблюдения порядка выдачи разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.

Вскрыты факты нарушений администрацией города сроков направления копий выданных разрешений на строительство, установленных ч. 15 ст. 51 Градостроительного кодекс Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

Установлены случаи несоблюдения сроков рассмотрения заявлений застройщиков о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов выявлено 2 нарушения закона при реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», касающиеся необоснованного отказа администрации города в постановке на учет молодых семей для участия в программе обеспечения жильем молодых семей.

В сфере надзора за исполнением требований бюджетного законодательства также выявлялись нарушения. В частности, вскрыты нарушения требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в деятельности администрации города.

Прокурорский надзор показывает, что не совсем благополучно обстоят дела в сфере исполнения законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Характерными нарушениями в указанной сфере явилось несоответствие оборудования и зданий общеобразовательных учреждений требованиям пожарной безопасности, нарушение порядка принятия программ в сфере профилактики преступлений террористической и экстремистской направленности, отсутствие должного контроля со стороны органов местного самоуправления за обеспечением транспортной безопасности, непринятие должных мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.

Прокурорский надзор показывает, что в местах массового скопления людей, в жилых многоквартирных домах имеются нарушения закона. При проверке ряда рынков выявлено отсутствие информации общего доступа о действиях в случае обнаружения бесхозной вещи, подозрительных предметов, с учетом того, что систематически сотрудниками полиции выявляются факты несанкционированной торговли, нахождения лиц, прибывших из республик Северного Кавказа в указанных местах.

В связи с выявленными нарушениями закона прокурором в адрес начальника УМВД России по г. Астрахани внесены акты прокурорского реагирования.

В целях сохранения стабильной обстановки и недопущения фактов возникновения конфликтных ситуаций на межнациональной почве, учитывая многонациональность г. Астрахани, ежегодное большое количество пребывающих граждан из разных регионов, в том числе республик Северного Кавказа и зарубежных государств, в частности, молодежи для обучения в школах и ВУЗах, считаю принципиально важным, на системной основе проводить профилактические беседы с привлечением общественности, средств массовой информации, представителей национальных диаспор, учреждений культуры и образования, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Активно выступать среди несовершеннолетних и молодежи в целях предупреждения фактов вовлечения их взрослыми лицами, вынашивающими намерения разжигания конфликтов на межнациональной почве в совершение преступлений на указанной почве, а также преступлений террористической и экстремистской направленностей.

Такая работа проводилась и координировалась правоохранительными органами города в минувшем полугодии. В частности, проведены межведомственные оперативные совещания, на которых обсуждались вопросы эффективности работы правоохранительных органов по профилактике, выявлению и пресечению терроризма и фактов экстремистской деятельности, рабочая встреча, посвященная вопросу работы органов власти и управления, национально-культурных общественных организаций по предупреждению экстремизма среди молодежи.

Актуальной до настоящего времени остается проблема незаконной азартной деятельности. В течение полугодия, как и в прошлом году, прокуратурой выявлялись факты незаконного функционирования в городе залов игровых автоматов.

В процессе работы пришлось столкнуться с активным противодействием со стороны организаторов незаконной азартной деятельности, которые не настроены легко сдаваться и подчиниться закону. Они либо регулярно меняли место дислокации, либо работали по ночам, изыскивали другие способы подпольно работать и остаться незамеченными.

Проведенные проверки показали, что в отдельных случаях даже без какой-либо внешней маскировки функционировали залы, где размещались игровые автоматы с купюроприемниками. Противозаконная деятельность пресечена, игровое оборудование в каждом случае изымалось, принимались меры реагирования.

Учитывая сохраняющуюся активность в данном вопросе, нацеленность надзора будет продолжена вплоть до наведения полного порядка.

Одним из направлений осуществления надзора явилась организация и обеспечение взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления в процессе разработки, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов, а также их применения.

Следует отметить, что при издании органами местного самоуправления правовых актов допускались нарушения действующего законодательства, в связи с чем в отчетном периоде прокурором города приносились протесты, вносились представления об устранении нарушений закона, направлялись информации.

Не следует забывать, что правовые акты, принимаемые местными органами власти, являются одним из регуляторов правовых отношений и играют большую роль в жизни жителей города, а также в местной экономике.

В сфере противодействия коррупции выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления при исполнении законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, в сфере осуществления государственного и муниципального контроля и надзора, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Достаточно активно противодействие коррупции в минувшем периоде осуществлялось путем задействования механизма уголовного преследования.

Пресечена преступная деятельность должностных лиц различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования и других.

Национальным планом противодействия коррупции предусмотрен комплекс первоочередных мер, в исполнении которых задействованы правоохранительные органы, органы власти и управления, ориентированы на повышение эффективности борьбы с любыми формами коррупционных проявлений, однако работа контролирующих органов, органов исполнительной власти и иных структур, на которых возложена функция профилактики коррупции, в целом характеризуется формализмом и неадекватностью принимаемых мер.

Ежегодно существенно увеличивается количество обращений граждан в органы прокуратуры. В подавляющем большинстве их обращения касались жилищных вопросов, проблем, возникающих в сфере ЖКХ, на неудовлетворительную работу сотрудников органов местного самоуправления, затягивающих разрешение их вопросов либо вообще ими не занимающихся, сотрудников полиции при проведении проверок по сообщениям о преступлениях и при предварительном расследовании уголовных дел, на действия органов, применяющих меры административного принуждения.

Следует обратить внимание, что по категории жалоб о нарушении жилищных, земельных, экологических прав граждан, в сфере ЖКХ, практически во всех случаях граждане предварительного обращались в органы местного самоуправления, где не смогли получить своевременного и качественного разрешения своих вопросов.

Анализ поступивших жалоб граждан о нарушении жилищного законодательства и в сфере ЖКХ показал, что наибольшее количество жалоб связано с ненадлежащим содержанием и ремонтом жилья, а также ненадлежащей подачей теплоснабжения в жилые дома в отопительный сезон.

Оперативное рассмотрение и своевременное реагирование на факты нарушений закона убедило и породило у граждан чувство уверенности, что органы прокуратуры способны реально влиять на допущенные нарушения, в короткие сроки добиться восстановления их прав, реального привлечения виновных к ответственности.

В ходе надзора за исполнением органами местного самоуправления федерального законодательства, прокуратурой города выявлялись факты нарушения требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», допущенные должностными лицами администрации города при рассмотрении поступивших обращений, в связи с чем, принимались меры реагирования об их устранении.

Особое внимание прокуратуры города уделено исполнению жилищного законодательства при обеспечении граждан жилыми помещениями, отвечающими требованиям безопасности. В указанной сфере прокурором выявлены нарушения, повлекшие принятие мер реагирования.

Характерными нарушениями в данной сфере является не предоставление администрацией города во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, проживающим в домах и квартирах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, в том числе проживающих в домах, включенных в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В процессе надзорной деятельности выявлялись также факты непринятия администрацией города мер по отселению граждан из аварийного жилья при наличии вступившего в законную силу решения суда об обязании администрации города предоставить благоустроенное жилое помещение.

Жилищная сфера и сфера ЖКХ были и остаются болезненным для граждан вопросом, поэтому они остаются в числе важных приоритетов надзорной деятельности прокуратуры.

В минувшем периоде выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», в связи с несвоевременным проведением администрацией города конкурсных процедур по закупке жилых помещений. Прокурором г. Астрахани в связи с выявленными нарушениями внесено представление мэру города.

Острой до настоящего времени является проблема нехватки в достаточном количестве мест в детских садах. По данному вопросу граждане не перестают обращаться в органы прокуратуры за помощью.

Осуществляя надзор в ходе досудебного производства, принимались исчерпывающие меры по обеспечению назначения уголовного судопроизводства, закрепленного в ст. 6 УПК РФ. Во главу практических действий прокуратуры при реализации функции уголовного преследования поставлено решение задач защиты конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.

В сфере уголовно-правовой регистрации преступлений прокурором вскрыты неединичные факты укрытия сотрудниками полиции преступлений, неполноты проверок при разрешении сообщений о преступлениях, нарушений уголовно-процессуального закона. Такие нарушения вскрывались также в деятельности сотрудников ОГПН и службы судебных приставов.

По всем укрытым фактам в последующем возбуждены уголовные дела, приняты меры прокурорского реагирования.

В целях недопущения фактов необоснованного отказа в принятии и регистрации сообщений о преступлениях, прокуратурой города ежемесячно проводились проверки исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В частности, на постоянной основе проверялась работа дежурной части, ведение книг и журналов учета.

Борьба с укрытием преступлений остается в числе главных направлений прокурорской деятельности.

В отчетном периоде прокуратурой города проводилось активное взаимодействие со средствами массовой информации, институтами гражданского общества, правозащитными и другими организациями. Проведена большая работа по правовому просвещению населения.

Прокурорские работники выступали в трудовых коллективах, где образовались долги по заработной плате, разъясняли трудовое законодательство, в учреждениях образования - законодательство о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, об ответственности несовершеннолетних. Опубликовано значительное число публикаций, выступлений по телевидению и радио.

О состоянии законности и правопорядка, итогах проверок исполнения законодательства и выявленных нарушениях закона, в течение минувшего полугодия отдельными информациями сообщалось мэру города и председателю Городской Думы. (...)

Прокурор города советник юстиции A.B. Петров,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 34 (543), 06.09.2013 г.