Во всем мире люди любят читать. Они читают дома за завтраком, в поездках на транспорте, на улице и на работе. Читают газеты, журналы, книги. Читают сами и читают детям.
В тысячах газетных киосков по всей России можно найти широкий ассортимент периодических изданий: сотни наименований газет и журналов, сотни новых книг ежемесячно, огромный выбор открыток, канцелярских товаров для школы и офиса...
Однако в последнее время тиражи печатной продукции медленно падают, проценты ремиссии увеличиваются, что является немаловажным фактором в развитии отрасли. Несмотря на то, что общий объём рынка печатной прессы довольно большой (85 млрд. рублей), существенным препятствием для развития рынка печатной продукции является налоговое бремя на бизнес, в связи с новыми изменениями по страховым отчислениям. Из-за того, что сети газетных киосков не пользуется особой поддержкой у государства, со многими киосками администрация муниципалитетов ведет жёсткую работу по ликвидации киоскового формата, пытается снести или закрыть их совсем.
Эти гонения на киоски прессы обусловлены некорректным понятием об их деятельности: администрации российских муниципалитетов путают их с киосками по продаже шаурмы, пива, прохладительных напитков и др. Такие подходы здесь совершенно не применимы.
Такая вот линия сокращения газетных киосков успешно претворяется в жизнь в Камызякском районе. До 2016 года в городе Камызяке успешно работали три киоска по продаже печатной продукции: в микрорайонах «Табола», «Мелиоративный», «Южный». Подверглись закрытию киоски в «Таболе» и «Мелиоративном». Теперь на весь город и 16 тысяч 219 его жителей всего один-единственный газетный киоск, и тот находится в удручающем состоянии – трудно найти его среди множества торговых киосков и ларьков, загораживающих объект продажи. По слухам, и его готовятся ликвидировать.
В Европе в среднем работает один газетный киоск на тысячу человек. В России - один киоск на три тысячи человек. Поэтому 9 апреля 2016 г. правительство РФ приняло постановление № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления правительства РФ от 24.09.2010 г. № 754». Раньше такого норматива не было, и назрела необходимость введения нормативных показателей для всей страны, чтобы обеспечить доступ населения к периодической печати – газетам, журналам и книжной продукции. Российское правительство приняло решение допустить размещение одного газетного киоска на 588 человек. Основываясь на принятом правительством РФ постановлении, Ассоциация распространителей печатной продукции разработала проект региональной «Концепции развития системы распространения печатной продукции». Каждый регион должен создать свой вариант концепции, сформировав для этого рабочую группу из числа профессиональных представителей. После принятия собственной концепции и утверждения нормативов по действующему российскому законодательству органы местного самоуправления должны будут обеспечить необходимые условия для соблюдения этих нормативов и обеспечения жителей муниципальных образований газетными киосками. Приведённые данные по этому проекту выглядят так:
Город Астрахань. Кировский район: 118 380 жителей /201 киоск. Ленинский район: 148 717 тысяч жителей / 252 киоска. Советский район: 150 394 жителей / 255 киоска. Трусовский район: 115 208 жителей / 195 киосков. Всего: 532 699 жителей / 903 киоска. Город Камызяк Астраханской области: 16 219 жителей/ 27 киосков.
Получается, В Астрахани должно быть не менее 500 киосков, сейчас их насчитывается всего 68. Конечно, при нынешнем экономическом состоянии страны и региона это вряд ли осуществимо. Поэтому стоит подумать о сохранении существующих в области киосков по продаже печатной продукции, а не их ликвидации, как это сделано в г. Камызяке. Постепенно, шаг за шагом, стараться увеличивать их число, тем самым создавая жителям нашего региона доступность в получении информации, привитие любви к чтению, жизненного интереса к происходящим событиям в стране, области, районе.
– Сразу хотелось бы отметить актуальность проблем, затронутых автором и редакцией, для системы распространения периодической печатной продукции в Астраханской области.
Продажи газет и журналов в регионе осуществляет в основном группа компаний, управляемая ОАО «Астрапресс» (правопреемник государственного предприятия «Роспечать Астраханской области», учредитель – Росимущество). Небольшая доля продаж приходится на ФГУП «Почта России» и на сети супермаркетов.
Несмотря на то, что группой компаний «Астрапресс» прилагаются все усилия на сохранение региональной киосковой сети и на поддержание продаж и ассортимента прессы, приходится фиксировать падение товарооборота: в 2015 году продажи снизились на 24% и в первой половине 2016 года ещё на 22% к аналогичным предыдущим периодам. В значительной степени падение товарооборота связано со снижением покупательной способности населения и ростом цен (люди экономят на продуктах, что говорить о газетах и журналах), а также сокращением наименований и тиражей изданий (особенно коллекционных), спрос на которые упал из-за увеличения их стоимости в результате девальвации рубля. Некоторые издания становятся невостребованными в силу влияния интернета (например, газеты объявлений и ежедневные издания). Издательства, которые смогли сориентироваться в новых реалиях, имеют стабильные тиражи. В целом продажи в экземплярах падают из года в год, но несущественно.
Именно экономическая составляющая является основной причиной закрытия нерентабельных киосков: с 2015 года в регионе было закрыто 21 из 96 киосков «Роспечать» и 10 из 20 киосков «Первая полоса» – это каждый четвёртый! Закрывались в основном те киоски с торговой выручкой до 22 тысячи рублей, доходы от которых не покрывают месячные расходы на содержание (только оплата труда одного киоскера со страховыми отчислениями составляет 9900 рублей, а аренда земли и единый налог на вмененный доход – от 2 тысяч рублей, не считая растущие расходы на электроэнергию, топливо и пр.). Но работу закрытых киосков можно восстановить, если изменится экономическая ситуация. Другая причина закрытия киосков – это «инициатива» муниципалитетов.
Сам технологический процесс обеспечения населения печатными издания с виду кажется простым – купил и продал. На самом деле нужно заранее спланировать заказ издателю, доставить заказанный тираж (большая часть наших партнеров – издателей находятся за пределами региона), грамотно распределить тиражи и отсортировать их, доставить, продать, а нереализованные издания собрать из киосков, снова отсортировать и вернуть издателям. Очень затратным является распространение в отдалённых районах области. Деятельность киосковой сети осуществляется только за счёт тех доходов, которое предприятие само зарабатывает, и не дотируется из бюджета, как например, Почта России.
Необходимо отметить труд всего коллектива группы компаний, а особенно киоскёров, от которых в первую очередь зависит продажи прессы. Многие киоскёры не только на память знают все читательские предпочтения наших покупателей, но становятся добрыми друзьями и собеседниками, переживают, если кому-то не достались какие-то выпуски, и обращаются в офис за досылом, чтобы клиент остался доволен. Наши продавцы, несмотря на то, что сейчас получают только оклады без премий от выручки, надеются, что наступят лучшие времена.
В каждом регионе страны ситуация с распространением прессы абсолютная разная и зависит от отношения местных властей. Радует, что в последнее время федеральная власть обратила внимание на проблемы распространения печатных изданий. Кроме рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ, утверждённых приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 № 197, Президентом РФ по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 24.12.2014 г., были даны поручения руководителям субъектов Федерации принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. На разработку мер, обеспечивающих выполнение данного поручения главы государства, высшим должностным лицам субъектов Федерации был отведён срок до 1 июля 2015 г.
Кроме того, Правительством РФ принято постановление от 09.04.2016 г. № 291 «Об утверждении правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства РФот 24 сентября 2010 г. №754».
В соответствии с принятыми нормативами субъекты РФ должны обеспечить население киосками прессы. В компетенции министерства экономического развития Астраханской области определить по новым правилам минимальное количество киосков прессы в Астраханской области. Таким образом, киосков прессы должно стать значительно больше!
Одно дело посчитать, а другое дело создать условия и обеспечить население необходимым количеством киосков в регионе. Считаю, что министерство экономического развития Астраханской области должно разработать совместно с заинтересованными сторонами не просто концепцию развития (хотя речь больше идёт о сохранении) системы распространения печатной продукции, а такую региональную программу развития системы распространения прессы, которая была бы обязательной для исполнения муниципальными органами власти региона.
Ведь именно муниципалитеты распоряжаются землей, на которых размещаются или могут размещаться киоски, определяют порядок, сроки и стоимость их предоставления, разрабатывают схемы размещения объектов. В некоторых районах области срок аренды земельных участков составляет 25 лет, а где-то 11 месяцев или вообще не продлевают, и стоимость размещения везде разная.
В далёком 2000 году в Камызяке было шесть киосков, потом осталось три, из которых два действительно были закрыты в прошлом году из-за низких продаж, неоднократных краж, неудобного месторасположения. Предприятие безуспешно обращалось в администрацию Камызякского района и города Камызяка с просьбой предоставить альтернативные места, в итоге на одном интересовавшем месте появился банкомат самого крупного банка страны, также была предпринята попытка развернуть единственный оставшийся киоск лицом к проезжей части, облагородить его и прилегающую территорию, но власти Камызяка не согласовали нашу инициативу. Закрытие киоска в Камызяке по инициативе предприятия не планируется.
Чрезвычайно тревожно обстоит ситуация в областном центре, где сконцентрированы основные продажи прессы в регионе. В связи с изменением с марта прошлого года Земельного кодекса в части порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (НТО), администрацией были приняты постановления, по которым договоры аренды земельных участков должны трансформироваться в договоры на размещение НТО, которыми являются киоски и павильоны прессы.
Перезаключение договоров на размещение НТО предусмотрено через аукцион с начальной стоимостью от 23 тысяч рублей и это только за право на заключение договора на один нестационарный объект, а стоимость самого размещения увеличивается примерно в четыре раза по сравнению со стоимостью по договорам аренды. При таких условиях распространение прессы в Астрахани будет уничтожено!
После опубликования этих постановлений ОАО «Астрапресс» обратилось к городским властям и в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области с описанием ситуации и последствий принятых решений. В результате для киосков прессы ставка была снижена с 22 до 17 рублей 20 копеек в день за кв.м. занимаемой площади, что всё равно в разы превышает действующие ставки по договорам аренды и не соответствует рекомендациям минкомсвязи РФ, в соответствии с которыми льготные ставки на аренду киосков прессы не должны превышать 20 рублей за кв. м. в месяц – в городах с населением от 100 тысяч человек до 1 млн. человек. Управление торговли и предпринимательства администрации города Астрахани указало, что приказ минкомсвязи России от 31.07.2013 г. № 197 носит рекомендательный характер и не влечёт обязанности по его исполнению органом местного самоуправления.
Важной задачей региональной сети по распространению прессы является масштабное обновление самих киосков, изменение их формата и сопутствующего ассортимента. Но в текущей экономической ситуации без дополнительных инвестиций осуществить быстро изменения невозможно.
Из обязательных мер программы развития системы распространения печатной продукции в Астраханской области должны быть предусмотрены:
Надеюсь, что когда-нибудь ситуация с распространением прессы в регионе кардинально изменится, газеты и журналы станут более доступными астраханцам, а Астраханская область возглавит все отраслевые рейтинги.
AST-NEWS.ru
В тысячах газетных киосков по всей России можно найти широкий ассортимент периодических изданий: сотни наименований газет и журналов, сотни новых книг ежемесячно, огромный выбор открыток, канцелярских товаров для школы и офиса...
Однако в последнее время тиражи печатной продукции медленно падают, проценты ремиссии увеличиваются, что является немаловажным фактором в развитии отрасли. Несмотря на то, что общий объём рынка печатной прессы довольно большой (85 млрд. рублей), существенным препятствием для развития рынка печатной продукции является налоговое бремя на бизнес, в связи с новыми изменениями по страховым отчислениям. Из-за того, что сети газетных киосков не пользуется особой поддержкой у государства, со многими киосками администрация муниципалитетов ведет жёсткую работу по ликвидации киоскового формата, пытается снести или закрыть их совсем.
Эти гонения на киоски прессы обусловлены некорректным понятием об их деятельности: администрации российских муниципалитетов путают их с киосками по продаже шаурмы, пива, прохладительных напитков и др. Такие подходы здесь совершенно не применимы.
Такая вот линия сокращения газетных киосков успешно претворяется в жизнь в Камызякском районе. До 2016 года в городе Камызяке успешно работали три киоска по продаже печатной продукции: в микрорайонах «Табола», «Мелиоративный», «Южный». Подверглись закрытию киоски в «Таболе» и «Мелиоративном». Теперь на весь город и 16 тысяч 219 его жителей всего один-единственный газетный киоск, и тот находится в удручающем состоянии – трудно найти его среди множества торговых киосков и ларьков, загораживающих объект продажи. По слухам, и его готовятся ликвидировать.
В Европе в среднем работает один газетный киоск на тысячу человек. В России - один киоск на три тысячи человек. Поэтому 9 апреля 2016 г. правительство РФ приняло постановление № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления правительства РФ от 24.09.2010 г. № 754». Раньше такого норматива не было, и назрела необходимость введения нормативных показателей для всей страны, чтобы обеспечить доступ населения к периодической печати – газетам, журналам и книжной продукции. Российское правительство приняло решение допустить размещение одного газетного киоска на 588 человек. Основываясь на принятом правительством РФ постановлении, Ассоциация распространителей печатной продукции разработала проект региональной «Концепции развития системы распространения печатной продукции». Каждый регион должен создать свой вариант концепции, сформировав для этого рабочую группу из числа профессиональных представителей. После принятия собственной концепции и утверждения нормативов по действующему российскому законодательству органы местного самоуправления должны будут обеспечить необходимые условия для соблюдения этих нормативов и обеспечения жителей муниципальных образований газетными киосками. Приведённые данные по этому проекту выглядят так:
Город Астрахань. Кировский район: 118 380 жителей /201 киоск. Ленинский район: 148 717 тысяч жителей / 252 киоска. Советский район: 150 394 жителей / 255 киоска. Трусовский район: 115 208 жителей / 195 киосков. Всего: 532 699 жителей / 903 киоска. Город Камызяк Астраханской области: 16 219 жителей/ 27 киосков.
Получается, В Астрахани должно быть не менее 500 киосков, сейчас их насчитывается всего 68. Конечно, при нынешнем экономическом состоянии страны и региона это вряд ли осуществимо. Поэтому стоит подумать о сохранении существующих в области киосков по продаже печатной продукции, а не их ликвидации, как это сделано в г. Камызяке. Постепенно, шаг за шагом, стараться увеличивать их число, тем самым создавая жителям нашего региона доступность в получении информации, привитие любви к чтению, жизненного интереса к происходящим событиям в стране, области, районе.
В.Н.Губенко, Почётный работник общего образования РФ, ветеран труда
***
За комментариями мы обратились к генеральному директору ОАО «Астрапресс» Эльдару Бигалиеву:– Сразу хотелось бы отметить актуальность проблем, затронутых автором и редакцией, для системы распространения периодической печатной продукции в Астраханской области.
Продажи газет и журналов в регионе осуществляет в основном группа компаний, управляемая ОАО «Астрапресс» (правопреемник государственного предприятия «Роспечать Астраханской области», учредитель – Росимущество). Небольшая доля продаж приходится на ФГУП «Почта России» и на сети супермаркетов.
Несмотря на то, что группой компаний «Астрапресс» прилагаются все усилия на сохранение региональной киосковой сети и на поддержание продаж и ассортимента прессы, приходится фиксировать падение товарооборота: в 2015 году продажи снизились на 24% и в первой половине 2016 года ещё на 22% к аналогичным предыдущим периодам. В значительной степени падение товарооборота связано со снижением покупательной способности населения и ростом цен (люди экономят на продуктах, что говорить о газетах и журналах), а также сокращением наименований и тиражей изданий (особенно коллекционных), спрос на которые упал из-за увеличения их стоимости в результате девальвации рубля. Некоторые издания становятся невостребованными в силу влияния интернета (например, газеты объявлений и ежедневные издания). Издательства, которые смогли сориентироваться в новых реалиях, имеют стабильные тиражи. В целом продажи в экземплярах падают из года в год, но несущественно.
Именно экономическая составляющая является основной причиной закрытия нерентабельных киосков: с 2015 года в регионе было закрыто 21 из 96 киосков «Роспечать» и 10 из 20 киосков «Первая полоса» – это каждый четвёртый! Закрывались в основном те киоски с торговой выручкой до 22 тысячи рублей, доходы от которых не покрывают месячные расходы на содержание (только оплата труда одного киоскера со страховыми отчислениями составляет 9900 рублей, а аренда земли и единый налог на вмененный доход – от 2 тысяч рублей, не считая растущие расходы на электроэнергию, топливо и пр.). Но работу закрытых киосков можно восстановить, если изменится экономическая ситуация. Другая причина закрытия киосков – это «инициатива» муниципалитетов.
Сам технологический процесс обеспечения населения печатными издания с виду кажется простым – купил и продал. На самом деле нужно заранее спланировать заказ издателю, доставить заказанный тираж (большая часть наших партнеров – издателей находятся за пределами региона), грамотно распределить тиражи и отсортировать их, доставить, продать, а нереализованные издания собрать из киосков, снова отсортировать и вернуть издателям. Очень затратным является распространение в отдалённых районах области. Деятельность киосковой сети осуществляется только за счёт тех доходов, которое предприятие само зарабатывает, и не дотируется из бюджета, как например, Почта России.
Необходимо отметить труд всего коллектива группы компаний, а особенно киоскёров, от которых в первую очередь зависит продажи прессы. Многие киоскёры не только на память знают все читательские предпочтения наших покупателей, но становятся добрыми друзьями и собеседниками, переживают, если кому-то не достались какие-то выпуски, и обращаются в офис за досылом, чтобы клиент остался доволен. Наши продавцы, несмотря на то, что сейчас получают только оклады без премий от выручки, надеются, что наступят лучшие времена.
В каждом регионе страны ситуация с распространением прессы абсолютная разная и зависит от отношения местных властей. Радует, что в последнее время федеральная власть обратила внимание на проблемы распространения печатных изданий. Кроме рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ, утверждённых приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 № 197, Президентом РФ по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 24.12.2014 г., были даны поручения руководителям субъектов Федерации принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. На разработку мер, обеспечивающих выполнение данного поручения главы государства, высшим должностным лицам субъектов Федерации был отведён срок до 1 июля 2015 г.
Кроме того, Правительством РФ принято постановление от 09.04.2016 г. № 291 «Об утверждении правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства РФот 24 сентября 2010 г. №754».
В соответствии с принятыми нормативами субъекты РФ должны обеспечить население киосками прессы. В компетенции министерства экономического развития Астраханской области определить по новым правилам минимальное количество киосков прессы в Астраханской области. Таким образом, киосков прессы должно стать значительно больше!
Одно дело посчитать, а другое дело создать условия и обеспечить население необходимым количеством киосков в регионе. Считаю, что министерство экономического развития Астраханской области должно разработать совместно с заинтересованными сторонами не просто концепцию развития (хотя речь больше идёт о сохранении) системы распространения печатной продукции, а такую региональную программу развития системы распространения прессы, которая была бы обязательной для исполнения муниципальными органами власти региона.
Ведь именно муниципалитеты распоряжаются землей, на которых размещаются или могут размещаться киоски, определяют порядок, сроки и стоимость их предоставления, разрабатывают схемы размещения объектов. В некоторых районах области срок аренды земельных участков составляет 25 лет, а где-то 11 месяцев или вообще не продлевают, и стоимость размещения везде разная.
В далёком 2000 году в Камызяке было шесть киосков, потом осталось три, из которых два действительно были закрыты в прошлом году из-за низких продаж, неоднократных краж, неудобного месторасположения. Предприятие безуспешно обращалось в администрацию Камызякского района и города Камызяка с просьбой предоставить альтернативные места, в итоге на одном интересовавшем месте появился банкомат самого крупного банка страны, также была предпринята попытка развернуть единственный оставшийся киоск лицом к проезжей части, облагородить его и прилегающую территорию, но власти Камызяка не согласовали нашу инициативу. Закрытие киоска в Камызяке по инициативе предприятия не планируется.
Чрезвычайно тревожно обстоит ситуация в областном центре, где сконцентрированы основные продажи прессы в регионе. В связи с изменением с марта прошлого года Земельного кодекса в части порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (НТО), администрацией были приняты постановления, по которым договоры аренды земельных участков должны трансформироваться в договоры на размещение НТО, которыми являются киоски и павильоны прессы.
Перезаключение договоров на размещение НТО предусмотрено через аукцион с начальной стоимостью от 23 тысяч рублей и это только за право на заключение договора на один нестационарный объект, а стоимость самого размещения увеличивается примерно в четыре раза по сравнению со стоимостью по договорам аренды. При таких условиях распространение прессы в Астрахани будет уничтожено!
После опубликования этих постановлений ОАО «Астрапресс» обратилось к городским властям и в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области с описанием ситуации и последствий принятых решений. В результате для киосков прессы ставка была снижена с 22 до 17 рублей 20 копеек в день за кв.м. занимаемой площади, что всё равно в разы превышает действующие ставки по договорам аренды и не соответствует рекомендациям минкомсвязи РФ, в соответствии с которыми льготные ставки на аренду киосков прессы не должны превышать 20 рублей за кв. м. в месяц – в городах с населением от 100 тысяч человек до 1 млн. человек. Управление торговли и предпринимательства администрации города Астрахани указало, что приказ минкомсвязи России от 31.07.2013 г. № 197 носит рекомендательный характер и не влечёт обязанности по его исполнению органом местного самоуправления.
Важной задачей региональной сети по распространению прессы является масштабное обновление самих киосков, изменение их формата и сопутствующего ассортимента. Но в текущей экономической ситуации без дополнительных инвестиций осуществить быстро изменения невозможно.
Из обязательных мер программы развития системы распространения печатной продукции в Астраханской области должны быть предусмотрены:
- актуализация схем размещения НТО в части объектов по продаже прессы;
- отмена аукционов за право заключения договоров на размещение НТО по продаже прессы, как минимум для предусмотренных схемой размещения и старыми договорами аренды;
- снижение стоимости размещения НТО по продаже прессы или их полная отмена;
- увеличение сроков действия договоров на размещение НТО по продаже прессы до 5-10 лет;
- упрощение процедуры подключения к электросетям, льготный тариф на электроэнергию;
- оказание содействия региональными органами власти по льготному финансированию модернизации киосков и павильонов прессы;
- расширение ассортиментного перечня для НТО по продаже прессы, которое утверждается правительством Астраханской области;
- снижение ставки ЕНВД в отношении розничной торговли печатной продукцией;
- определение ведомств и структур в региональных и муниципальных органах власти, ответственных за обеспечение населения киосками прессы.
Надеюсь, что когда-нибудь ситуация с распространением прессы в регионе кардинально изменится, газеты и журналы станут более доступными астраханцам, а Астраханская область возглавит все отраслевые рейтинги.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 39 (698), 2016 г.