О светлой России будущего

Унаследованное от советского времени материалистическое понимание развития человечества, поженившись с либерально-секулярным сознанием, воспринятым в «святые 90-е» в сочетании, конструирует образ будущей России преимущественно в секулярно-материалистическом ключе.

Идеальная демография, научно-технический прогресс, комфорт и абсолютные личные свободы при исключении девиантной повестки в сфере нравственности.

Образно говоря, русский секулярный националист, по выражению одного моего знакомого, хочет построить «русский голливуд»: дескать, всё будет блестяще и благополучно как в Америке условных 1950-х, только на русский манер.

Из этой картины выпадает духовная составляющая. Духовная не в значении «культурная» (духовность искусства, духовность словесности, духовность в «дисциплине, красоте, знании» — по Ильину), а духовная в значении «устремления духа к Богу», предполагающая не только общественную, но и личную нравственность, духовное совершенствование и стремление к церковной жизни (в первую очередь богослужебной и личной молитве).

«Бытие определяет сознание» — суждение частично верное, но недостаточное. Верным является суждение апостола Павла: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. II, 22). Эта сентенция применительно к жизни человека в обществе описывает взаимное влияние «сознания» (веры) и бытия, образа жизни («дел»).

Отсутствие «веры» (духовности) в схеме «русского голливуда» неизбежно ведёт к деградации «дел», основанных на материалистическом подходе, хотя бы даже при декларации промежуточные секулярных идеалистических целей. Эти идеалистические цели, в конечном счёте, либо не выдерживают конкуренции с материалистическим эгоизмом, либо, при положительном развитии, побеждают его и выливаются, опять же в духовность. Побеждающая материя — а материя подвержена естественному распаду, тлению, гниению —в свою очередь соответствующим образом влияет на «веру», «сознание» (срав. духовную деградацию западных обществ, созидавшихся на материально-секулярных принципах).

Частное от общего: восприятие «веры» как исключительно общественного свойства — сродни тому же секуляризму и даже, пожалуй, материализму. Общественная нравственность проистекает из личной нравственности; общественная духовность — из личной духовности. Имею в виду вовсе не законодательное регулирование личной нравственности, «православный шариат». Речь идёт о том, что общественное регулирование публично допустимого поведения (например, комплекс законов против пропаганды девиантных форм сексуальности) хотя необходимо, когда ситуация уже выходит за рамки, однако в его возникновение не будет необходимости, если в сознании (вере) большинства (личной вере, личной нравственности) будет понимание, что то или то само по себе является неприемлемым и неприличным.

Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)