А в Рязани событие! Очень важное…
Во всяком случае с моей обывательской точки зрения. Правда, местные СМИ, на мой взгляд, уделили ему недостаточно внимания. Ну, сообщили, что началась реконструкция моста на улице Астраханской, то бишь Ленина. Мол, сначала будут проведены отдельные ремонтные работы, а потом приступят к основательной починке, о чём обещано сообщить дополнительно. Вот, в общем-то, и вся информация… Между тем, смею настаивать, что событие это для областного центра более чем знаменательное. И даже региональный театральный фестиваль «Зеркало сцены» с ним не может тягаться по своему значению. И вот по какой причине…
Астраханская улица. Мост через р. Лыбедь 1895 – 1910 , Россия, Рязанская область, Рязань Съемка произведена от здания Рязанской губернской гимназии. Видны справа – здания Отделения государственного банка и “Гостиницы Штейерт” (до перестройки), слева – дома купчихи П.А. Пучковой (позже Н.А. Рудометкина). Автор неизвестен.
Большой каменный мост через речку Лыбедь на улице Астраханской одно из старейших инженерных сооружений нашего города. Построен в 1888 году по самым передовым, на тот момент времени, технологиям. Его размеры и прочность потрясали воображение современников. Что, собственно, и отразилось в названии. «Большой» – это вам не комар начихал! Это несомненный цивилизационный рывок для губернского центра, где и тротуары в 1888 году в большинстве своём отсутствовали. Но время безжалостно даже к самым прочным инженерным конструкциям…
Впервые о необходимости реконструкции Большого моста заговорили в конце шестидесятых годов прошлого столетия. И уже тогда говорили, что ремонтные работы необходимо проводить незамедлительно. Однако дело ограничилось упрятыванием в 1972 году речки Лыбедь под землю. А с мостом решили пока повременить. Денег в бюджете на его ремонт не было. Нет, его, конечно, укрепили на скорую руку, да и на этом успокоились – мол, стоял сто лет и ещё столько же простоит. Вот с того времени по день сегодняшний ситуация оставалась без изменений. Хотя специалисты неоднократно предупреждали – необходимо срочно провести геодезический и инженерный мониторинг данной территории. Хотя и без всякого мониторинга было понятно: «запас прочности» Большого каменного моста на улице Ленина подходит к критической точке. Ну, нельзя же, в самом деле, в течение полувека не интересоваться, что там под землёй происходит с речкой, и каким образом она взаимодействует с конструкциями моста. Рано или поздно всё это просто обязано было «провалиться».
Но отвлечёмся на время от истории Большого моста, потому что тема эта при всей своей значимости – лишь следствие. Причины «зарыты» несколько глубже.
Таинственные провалы
О состоянии рязанских дорог не писал разве что ленивый. Причём, что показательно – сколько бы средств не выделялось на решение этой проблемы, в какие бы федеральные программы не включался областной центр, результат остаётся примерно одним и тем же. Каждый год нам рапортуют о смене и ремонте дорожного полотна на улицах Рязани, но через полгода, максимум – через год всё приходит в изначальное состояние. Оставим в стороне, так называемый, человеческий фактор. Разбираться с ним должны соответствующие контролирующие органы. Нас, в данном случае, интересует несколько другая сторона вопроса.
Помните периодически появляющиеся сообщения о провалах в асфальте? Возникают эти «аномальные дыры» в самых разных местах, в том числе и в самом центре города. В том числе и на Большом каменном мосту.
И не только… Пару лет назад аккурат напротив городской администрации во внезапно образовавшуюся асфальтовую дыру ухнула легковушка. Правда, пока Господь миловал, и все эти происшествия обходились без человеческих жертв. Дыры эти, по счастливому стечению обстоятельств, образовываются в ночное время. Страшно подумать, что было бы, случись подобное, на той же улице Ленина, например, в «час пик»… Нельзя же испытывать судьбу до бесконечности!
Есть у этой проблемы ещё один немаловажный нюанс. Практически весь центр Рязани стоит на, так называемых, «плывунах» и буквально изрыт подземными ручейками и речушками. Специалисты утверждают, что подобное строение почвы имеет постоянную тенденцию к изменчивости. Проще говоря, вся эта «подземная Венеция» находится в состоянии динамики – речки и ручейки меняют русла, размывают почву и создают всё новые пустоты. Этим во многом объясняется хроническая аварийная ситуация с водопроводными коммуникациями, и регулярные аварии на теплотрассах. Провалы в асфальте также происходят именно по этой причине. И опять же Бог милостив, и пока особо серьёзных ЧП не было… О том, что может произойти, если где-нибудь «рванёт» газовая ветка, как-то и думать не хочется. А между тем думать нужно. И желательно до возникновения аварии.
Несостоявшаяся модель
В начале 80-х годов прошлого века в областном центре работала комиссия столичного института Гипрогор. Обследовалась зона Кремлёвского холма и прилегающих к нему территорий, то есть то, что у нас принято называть «историческим центром города». Вывод учёных был однозначным – областному центру срочно необходима гидродинамическая модель поведения подземных вод. Этот документ должен был прилагаться к Генеральному плану развития Рязани. Как это было сделано у наших ближайших соседей: в Туле, Воронеже, Твери. Без него говорить о безопасном развитии города, даже на ближайшую перспективу, просто невозможно. Деньги на разработку модели (по меркам городского бюджета) нужны были минимальные. Но и их, как вы понимаете, не нашлось… Да и создание Генерального плана развития несколько подзадержалось. Этот важнейший градостроительный документ появился у нас лишь в начале нового тысячелетия. Так что ответ на вопрос – почему в самом центре города у нас образовался очередной провал, на мой обывательский взгляд, абсолютно очевиден. И стоит лишь удивляться, что такого рода происшествия происходят достаточно редко.
Не могу удержаться и не остановиться на ещё одном интереснейшем аспекте «подземной темы». Дело в том, что, по словам работников городского ЖКХ, с которыми мне приходилось в разное время беседовать, последний подробный план подземных коммуникаций областного центра составлялся в середине 70-х годов. Эта схема охватывала период с начала 30-х и до середины 60-х. Соответственно всё, что прокладывалось до и после данного периода времени, существует лишь в виде разрозненных документов, и в единый план не сводилось. Получается, у каждой управляющей компании существует свой план отдельного участка. Как в этих условиях можно проводить какие-то работы на магистральных трассах – одному Богу известно!
Безопасность важнее!
А вот, что мне рассказывал один из ветеранов рязанского ЖКХ. В конце 90-х годов при проведении ремонтных работ на водопроводной ветке в самом центре города, в Наташкином сквере, на глубине примерно в два метра коммунальщики обнаружили непонятную свинцовую трубу ни на одном плане не обозначенную. Самое интересное, что, судя по журчанию, труба была действующая. Обратились к местным краеведам. Специалисты по рязанской истории предположили – хотя официально считается, что водопровод в Рязани появился лишь в начале ХХ века, первые ветки были заложены ещё при Екатерине. Судя по материалу, из которого была изготовлена труба и её местоположению, возможно, коммунальщики наткнулись на исторический раритет.
– Ну что нам было делать? – рассказывал мой собеседник. – Трогать эту «редкость» не стали. Мало ли куда и откуда всё это течёт. Если столько лет работает, дай Бог, и дальше прослужит. Просто закопали обратно и всё.
Но вернёмся на улицу Ленина, на Большой каменный мост. Мне, обывателю, очень хочется верить, что на этот раз объявленные сроки реконструкции, действительно, будут соблюдаться. Я даже готов перетерпеть возникающие в связи с этим транспортные сложности. В конце концов, безопасность важнее…
Михаил Колкер, «Областная Рязанская газета»