О трагедии на Эльбрусе или Кто не рискует, тот живой

Нет у меня никакого желания залезть на астраханскую телевизионную вышку или на самый верх Старого моста в Астрахани. Нет у меня и желания переплыть Волгу в начале октября, хотя и на вышку, и на мост я бы смог забраться, да и Волгу переплыть в начале октября – тоже. Я еще хоть как-то могу понять юношеский максимализм, когда подростки устраивают такое, что самому страшно становится, хотя сам был таким, но когда взрослые люди сознательно идут на ничем неоправданный риск ради всплеска адреналина и других гормонов, то мне остаётся пожать плечами и спросить: а йогой не пробовали заниматься? Контроль над телом таким образом достигается до такой степени, что можешь искусственно поднимать уровень любых гормонов и всё прочее.

Если у человека есть такое желание, то только квалифицированная психологическая и психиатрическая помощь смогут сбить это желание и вернуть пациента к нормальной жизни. Если же это желание патологическое, то тут помочь, как говорится, нечем.

Да, я о недавней трагедии на Эльбрусе, когда в погоне за эмоциями люди прутся неизвестно с кем неизвестно куда. Да, бывает такое, что кошки в погоне за птичками забираются на самые высокие деревья и потом истошно орут оттуда, и их снимают всем миром лишь бы не орали (стоит заметить, что если кота не снимать, он сам вполне себе спокойно спустится через некоторое время – когда захочет есть или пить). Но когда люди лезут в горы без прикладной цели для меня это нонсенс. Все вершины мира уже покорены, все горы изучены – научной составляющей здесь и не пахнет. Если в горы идут за пропитанием, за ресурсами – еще могу понять. Я сам провел в горах очень много времени, но это было в рамках контртеррористической операции, это была исключительно военная необходимость. Но когда люди исключительно ради своей прихоти идут рисковать жизнью и здоровьем, то это, повторю, исключительно их желание, а значит и отвечать за него они должны сами. Вместо того, чтобы показать это всем и объяснить, что так делать нельзя (ну совсем уж для бестолковых, так как любой здравомыслящий человек в горы не полезет даже от самого жгучего безделья), нам показывают спасательную операцию. Кого спасать-то? И чего ради? Другие такие же посмотрят и поймут: ага, меня спасут в случае чего, ну в крайнем случае труп спустят и захоронят. Вот такими операциями общество провоцирует на новые и новые группы экстремалов, жаждущих сделать селфи в высокогорье.

Да, когда ты стоишь на вершине и под тобой проплывают облака на фоне восходящего солнца – это круто. Но эти виды не стоят того, чтобы специально идти за ними. Хочешь такие виды? Найми вертолет и смотри себе на здоровье. Но таки зачем тратить деньги на вертолет, если можно потратить их на поездку в горы, на снаряжение и сопровождение гида, который оказывается проходимцем и ведет тебя на верную гибель. А вертолет за тобой пришлет государство бесплатно, ну то есть за наш с вами счет. Я лично не имею никакого желания тратить деньги на прихоти каких-то клоунов. Если любишь эпатировать людей, иди в цирк, в стриптиз, куда угодно. Если любишь горы – иди в армию.

Соболезную всем в этой трагедии и желаю здоровья выжившим исключительно с прикладной целью – пусть будут живым напоминанием того, как не надо. Меня у самого родственница решила пощекотать нервы и прыгнула с парашютом и случилось то, именно то, почему я в своё время не прыгнул с парашютом и не собираюсь. Дело в том, что при прыжке есть три варианта развития событий: удачное приземление, смерть и приземление неудачное с получением травм. Как вы уже догадались, моя родственница приземлилась не совсем удачно и теперь ходит с тростью, переживая операцию за операцию по ремонту костей ноги. Долеталась. А лечим мы ее всей семьей и всем миром, в том числе и вы, Дорогие читатели. Так что считаю, что экстремалы должны полностью оплачивать всю страховку ДО того момента, пока их пятая точка не найдет себе приключений. А вместо того, чтобы посылать вертолеты в горы, на этих вертолетах можно покатать, например, детей-сирот и показать им шикарные виды. Быть может я не прав, быть может с высоты виднее. Да вот только многим из-за своей дурости этих строк уже не прочесть никогда…

Чулпан Хаматов