О тренере школьном
В Астраханской области физкультурой и спортом занимаются более 40 процентов населения. Такой высокий показатель не может не радовать. В нашем регионе имеются все возможности для занятий физкультурой и спортом. У нас есть для этого условия. А в будущем возможности расширятся. В будущем году будет завершено строительство многофункционального комплекса с катком, где будет работать ледовая арена с помещениями для занятий хореографией. В 2020 году планируется сдать в эксплуатацию центр водных и гребных видов спорта. И это к тем объектам и сооружениям, которые в регионе уже действуют. Так что у астраханцев есть всё для того, чтобы в любом возрасте приобщаться к занятиям физкультурой.

Однако всегда надо помнить, что все спортивные достижения закладываются в детском и юношеском возрасте, когда ребёнок только ещё ходит в школу. Вспомним известных астраханских спортсменов. Именно в школьном возрасте они ходили в спортзал, занимались в секциях. Там и получили бойцовскую закалку, силу воли, спортивные навыки, научились быть целеустремлёнными.

В результате реформы образования серьёзные изменения произошли и в школьной спортивной подготовке. И изменения эти коснулись в первую очередь, школьные тренерские кадры. И коснулось это главным образом заработной платы. Спортивные наставники, которые занимаются с детьми, стали получать в среднем десять тысяч рублей. В месяц. И не удивительно, что им приходится вести одновременно по пять-шесть секций, чтобы дотянуть хотя бы до средней зарплаты по региону.

В конце прошлого года эксперты и парламентарии обсудили проблемы модернизации системы физического воспитания детей. И Государственная Дума, и Совет Федерации призвали сохранить за школьными тренерами статус педагогического работника. Было заявлено, что тренеры уйдут из школ, если потеряют учительские льготы.
В стране есть прекрасная профессия: тренер-преподаватель. Несмотря на все трудности, связанные с реформой образования, менять этот статус нецелесообразно, считают народные избранники.
Реформа образования в стране изменила структуру учреждений спорта и лишила спортивных тренеров-наставников имеющегося статуса педагогов. Это означает, что учительскими льготами школьный тренер больше пользоваться не может. Это, естественно, никак не способствует развитию массового спорта в нашей стране. А этого нельзя допустить, если мы хотим считаться великой спортивной державой. Ведь задача сейчас не только способствовать пропаганде спорта, но и всячески стимулировать воспитание спортом.

На местах сейчас пытаются законодательно поддержать тренеров. В Санкт-Петербурге, к примеру, Законодательное собрание поддержало поправки в региональное законодательство: в них прописано, что работники спортивных школ уравнены в правах с учителями. А это означает, что они могут получить часть льгот, которыми пользуются педагоги общего образования.

Проблемы с оплатой труда школьных спортивных наставников есть во всех регионах. И Астраханская область не является исключением. Чтобы решить все проблемы, касающиеся школьных тренеров, нужна помощь федерального центра, считают депутаты.

Кроме петербургского есть и московский опыт поддержки тренеров. В столице заранее осуществили процесс перехода тренеров из школьных в спортивные. При этом обеспечили их дополнительным ассигнованием: и зарплату школьную сохранили, и тренерские льготы.
В данный момент есть много программ развития молодёжного и детского спорта, но источники их финансирования размыты. Поэтому депутаты призывают скоординировать работу ведомств, чтобы выработать единую программу развития спорта.
В результате реформы образования детско-юношеские спортивные школы переводятся из-под крыла министерства образования в ведение министерства спорта. Это приводит к потере статуса и льгот педагогических работников. В связи с этим сделан депутатский запрос в профильные министерства с просьбой разъяснить, как планируется возмещать финансовые потери детских тренеров.

В соответствии с действующим законодательством образовательные организации спортивной направленности теперь вправе работать только по программам спортивной подготовки. До 2020 года поэтапно все обозначенные школы должны внести соответствующие изменения в свои уставы. Самым слабым местом здесь оказались вопросы оплаты труда в спортивных школах и сохранение мер социальной поддержки тренеров. Во всяком случае, сейчас они теряют льготы педагогических работников. Это может привести к оттоку тренеров из государственных спортивных школ. А это снизит качество работы в спортшколах.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила Комитету по Регламенту и организации парламентской деятельности провести мониторинг применения субъектами Российской Федерации единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях зарплат работников учреждений физической культуры и спорта. Отчитаться о проделанной работе комитет должен в осеннюю сессию. После этого будут выработаны пути решения проблемы.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №31 (791), 2018 г.