Мало кто сейчас помнит, что предпринимательская деятельность в СССР началась в рядах комсомольцев с благословения Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. Это показывает, что развал КПСС и СССР планировался в самых высших эшелонах советской власти. Партноменклатура создавала экономический базис перед тем, как полностью отказаться от строительства коммунизма. Коммунисты начали эволюционировать – превращаться в капиталистов.
25 июля 1986 года ЦК КПСС принял положение о структуре и руководящих органах НТТМ. Центры НТТМ были созданы в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 321 от 13 марта 1987 года «Об образовании единой общегосударственной системы научно-технического творчества молодёжи».
Михаил Ходорковский начинал с НТТМ.
В 1987 году Ходорковский со товарищи использовали свои комсомольские связи для создания Межотраслевого центра научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ под эгидой (крышей) ЦК ВЛКСМ. Тем самым Ходорковский проводил в жизнь очередное постановление Коммунистической партии – о центрах научно-технического творчества молодёжи.
Центр НТТМ Ходорковского занимался импортом и сбытом компьютеров, варкой джинсов, сбытом алкогольных напитков (в том числе поддельного коньяка) и пр. — бизнесом, который в ту пору приносил высокие прибыли, не облагаемые налогами. Одновременно Ходорковский зарабатывал на обналичивании средств.
В Астраханской области создавались НТТМ, в которых комсомольцы занимались форменной спекуляцией. Но это проходило незаметно для общей массы бывших строителей коммунизма. Заметнее была кипучая деятельность видеосалонов.
В городе Астрахань действовал Молодёжный центр «Рубикон» при горкоме ВЛКСМ, основным занятием которого был видеопрокат.
В Астрахани в то время было предостаточно кинотеатров с копеечными билетами, но в них в основном демонстрировались советские шедевры типа «Вкус хлеба» и ему подобные идеологически выдержанные фильмы. Никакой пропаганды секса и насилия!
Видеосалон обычно представлял собой комнатушку с 20-30 стульями, видеоплеером и телевизором «Берёзка». Входной билет на сеанс стоил 1 рубль. Здесь блистали герои Сильвестра Сталлоне, Чака Норриса, Брюса Ли, зрителей заставляли трепетать «Зловещие мертвецы» и многие другие фильмы, записанные в отвратительном качестве на видеокассеты. Была эротика, откровенной порнографии не было. За этим как бы следили правоохраняющие органы.
После видеосалонов широкое распространение приняла торговля видеокассетами, причём не обременённая лицензиями, а пиратская. Кстати, пиратские видеокассеты, продаваемые в Астрахани в начале 90-х годов, включали видеосюжеты предвыборной агитации тогдашнего мэра.
Так что при всём внешнем примитивизме видеосалоны исполнили ведущую роль в идеологической и нравственной раскачке сознания миллионов советских граждан.
Николай Иванов