Совсем недавно на канале «Россия» был показан 32-х серийный фильм «Ленинград 46» режиссера Игоря Копылова (снят студией ООО «Триикс Медиа» в 2015 году). Телесериал включает в себя восемь фильмов, каждый из которых состоит из четырёх серий. Основываясь на содержании фильма, можно утверждать, что сюжетная линия закручивается от начала и до конца в жанре криминальной драмы.
1946 год. Послевоенный Ленинград. Город, только что переживший ужасы блокады и ещё не оправившийся от голода, разрушений, смертей. В этот период жизни ленинградская милиция ведёт свою неравную войну с преступностью, накрывшей Ленинград. Банды наводят страх на жителей города – грабят и убивают, а заодно и мастерски уходят от засад милиционеров, получая славу «неуловимых». В это время в Ленинград возвращается фронтовик Игорь Данилов (арт. Сергей Гармаш) – бывший учитель, попавший в плен во время войны и уже похороненный родными и знакомыми. Его жена – Людмила Александровна (арт. Анна Табанина) вышла замуж за чиновника Мулярова, своей благотворительностью спасшего во время блокады дочь Данилова. В упорной борьбе с бандитами погибает начальник отдела по борьбе с бандитизмом майор Кузьмин. Перед его сотрудниками стоит непростая задача – ликвидировать неуловимую банду Вити Музыканта – жестокого, изощрённого убийцы и бандита. Отсюда начинается противостояние агента под прикрытием Реброва (арт. Евгений Миллер), который внедряется в банду для поимки Вити Музыканта и учителя-словесника Данилова, волею судьбы, после несправедливого приговора, оказавшегося по другую сторону закона и потерявшего всё: работу, жену, дочь. Ему остается один путь – к бандитам, где он становится криминальным авторитетом по кличке «Учитель». Пытаясь добиться справедливости, отомстить тем, кто исковеркал его жизнь, он всё больше погружается в криминальный мир послевоенного Ленинграда, постепенно превращаясь в одного из самых умных и опасных преступников. Линия «Ребров – Учитель» проходит в течение всего сериала. Жизнь будет сводить их не раз и не два: одна женщина на двоих, одна любовь, один город. Фильм рассказывает об истории человеческого мужества, драме человеческих судеб в послевоенной жизни Ленинграда – суровой и жестокой.
Привлекательность и сюжетная интрига фильма заставляет о многом задуматься зрителям. Многие в интернете высказывают неудовлетворение по поводу достоверности изложенных фактов. Не было такого в послевоенном Ленинграде: не было организованной преступности, не ездили бандиты в шикарных иномарках, не жили в шикарных апартаментах, не собирались на сходку в яхте на берегу залива, не захватывали печатный станок «Гознака», «не летали на Луну и не вступали в контакт с инопланетянами». Так говорят многие ленинградцы-блокадники, пытаясь доказать режиссерам, что не нужно сочинять всякие небылицы и вносить мусор в головы современных подростков. Многие зрители удивляются тому, что город только что начал становиться на мирные рельсы, ещё не залечил раны войны, руины отсутствуют, нет полуразрушенных домов, ленинградцы хорошо одеты, на мужчинах цивильная одежда. Основываясь на достоверных фактах, изложенных в печатных изданиях того времени, город долго восстанавливался, не хватало строительных материалов, поэтому долго красовались невосстановленные от бомбёжек дома, а мужчины ходили, в основном, в военной форме. Хочется указать режиссеру, художникам по костюмам, реквизиторам фильма, что не носили в то время мужчины золотые обручальные кольца. В голодном Ленинграде 1946 года золотое обручальное кольцо на руке подполковника милиции Дмитрия Морозова – просто чушь. Да и вовсе показана какая-то беспомощность во всех действиях милиции, пытающихся задержать бандитов. Наоборот, бандиты выглядят молодцами, умными и всё просчитывающими. Складывается впечатление, что многое в жизненных ситуациях неправдоподобно. Ведь у сериала не было военных консультантов, иначе бы режиссер не перепутал звание штандартенфюрера (полковника СС/СД) со званием штурмбанфюрер (майор СС/СД). Это всё-таки разные звания. Шокирует расстрел бандитами отдела милиции, как грубая и циничная сцена кровавой мясорубки.
Многие сцены фильма изобилуют вымыслом: Ребров то и дело в нервном срыве бежит с пистолетом один на один с бандитами, то выясняет отношения с арестованными при помощи оружия. Зачем необходимо было показывать унизительные сцены мерзопакостного отношения жильцов коммуналки к Кате Новиковой, невесте Карасева (арт. Ольга Павловец), инвалиду войны. В окружающих Катю соседях видятся только мерзавцы, у которых нет ни капли совести, ни сочувствия к жертвам войны. А ведь в то время люди не были так жестоки, люди помогали друг другу, хотя и не без ссор. Насыщен фильм кровожадными и ненужными сценами насилия, притом крупным планом. Создается впечатление, что отморозков, извращенцев, насильников и упырей у нас в стране преобладающая часть населения. Это не так.
Видна только верхняя часть айсберга. Что таится в его нижней части? Давайте вместе порассуждаем с точки зрения объективной оценки всего происходящего на экране в этом сериале.
Центральный герой фильма Игорь Данилов воплощает основную сюжетную линию, а именно, при каких обстоятельствах бывший учитель превращается в коварного и жестокого бандита и при этом старающегося найти свой путь выхода из тупика. Судьба Данилова – отражение духовных страданий человека в послевоенный период жизни страны. Его нет среди живых, но он, пройдя все ужасы ранения, вражеского плена, штрафбата, остался жив. В такой жизненной ситуации он в послевоенное время оказался неспособен к сопротивлению и борьбе с тоталитарным советским режимом в силу своего характера, в котором преобладающими чертами являлись честность, справедливость, принципиальность и нетерпимость к бездуховности и лицемерию. Идейная закалка в боях с фашизмом не могла противостоять прямому издевательству партийной номенклатуры, измене любимой жены, потерей прямых обязанностей в воспитании дочери. Всё это наложило отпечаток на человеческие отношения с окружающими его людьми. На протяжении всего сериала Данилов старается найти точку возврата к прежней жизни, но этого не произошло. Доведенный личными страданиями до отчаяния и пытающийся покончить жизнь самоубийством, Данилов оказывается в логове бандита «Лавра», где совершил свой первый шаг в преступный мир с его понятиями и традициями, что означает одно – грабить и убивать мирных граждан Ленинграда. А далее у зрителей постоянно возникает тревожное чувство: остановится ли в своих преступлениях Игорь Данилов по кличке «Учитель» или образованный и интеллигентный человек уйдет из жизни убитым своими же ворами и бандитами? Но режиссер Игорь Копылов нашел другой вариант судьбы своего героя – в финале фильма «Учитель», вступая в ожесточенную схватку с Григорием (арт. Михаил Елисеев), коварным и жестоким убийцей любимой девушки Игоря, ценой своей жизни спасает от теракта торжественный запуск восстановленной после войны Волховской ГЭС. Вот где проявилась его стойкость, самообладание, чувство гражданского долга перед Родиной и об истинном предназначении человека. Смертельно раненый, он умирает на больничной кушетке с чувством сострадания к себе и невыполненных обязательствах о чести и достоинстве человеческой натуры. Вот это и есть те подводные стороны айсберга, о которых повествует фильм.
Безусловно, фильм не лишен политической окраски на послевоенные события нашей страны, его советского периода. В интервью с Евгением Миллером по ЦТ на ряд вопросов был дан вполне достойный ответ. На вопрос: «Кого можно считать героем этой истории?» он ответил, что это – Ленинград. Это особенная жизнь, это особенные люди, пережившие так много, что не дай бог ещё кому столько пережить.
Многие вопросы, касающиеся персонажей сериала, направлены были на выяснение причин такого взрыва преступности после войны. Отвечая по характеру заданных вопросов, Евгений Миллерп обратил внимание на фактор выбора, стоящего перед каждым гражданином: как в любых обстоятельствах остаться человеком, не скатиться на самую темную сторону. В такие переломные моменты у человека появляется выбор – остаться честным по отношению к себе и другим людям или легко нажиться на чужой беде. И многие выбирают легкий путь. Можно ли считать Реброва стороной добра? Если говорить о его конфликте с персонажем Сергея Гармаша, то ДА. Но главный враг всё-таки в самом человеке: как остаться человеком и где та черта, за которую переступать нельзя. Все эти мотивы в режиссерской работе Игоря Копылова заслуживают самого пристального внимания телезрителей. И им есть о чём задуматься в самом переломном моменте истории страны. Взять, хотя бы, контрастные эпизоды работы советской партийной элиты.
Вроде слова героев фильма: Сергея Сивцова – первого секретаря Володарского райкома партии (арт. Владимир Матвеев), Александра Мулярова – высокопоставленного чиновника (арт. Владимир Богданов) о преданности Родине, её правительству во главе с И.В.Сталиным сказаны вовремя и в нужный час, но в их душах чувствуется откровенная ложь и лицемерие.
Умеют они в «личине» очень преданных делу партии людей творить чудовищные беззакония по отношению к людям, стоящим в низу иерархической лестницы, ничуть не ущемляя своих ненасытных корыстных интересов. Низводят они до рабского подчинения и ректора ВУЗа Александра Перепелкина (арт. Дмитрий Воробьев) и судью Антонину Кулакову (арт. Наталья Калинина). Всё это правдиво отображено в фильме. Я это говорю потому, что мне самому пришлось испытать давление партийной номенклатуры, не дававшей моей семье с тремя малолетними детьми устроиться на работу по специальности учителя в одну из школ, не обустраивали детей в детский сад, не ставили на учет в получении жилплощади, тем самым откровенно выживали с места жительства. Приходилось слышать такие слова: «Вы здесь пришлись не ко двору!» Поэтому эта часть фильма о мерзавцах, в своих деяниях прикрывающихся партийными билетами, мне очень близки по духу.
Фильм « Ленинград 46» по накалу страстей и интригующих эпизодов вполне достойный для просмотра на экранах телевизоров. Есть в нём и светлые, и тёмные стороны в освещении событий того времени. Но каждый из нас должен воспринимать описанные в сериале жизненные ситуации с аналитической точки зрения: КАК бы ВЫ поступили на месте того или иного героя (положительного или отрицательного), какие шаги вы бы предприняли, оказавшись в столь затруднительных жизненных обстоятельствах?
Отвечая на мой вопрос, предлагаю опубликовать ваши личные и искренние комментарии в еженедельнике «Факт и компромат». Это будет честный и объективный разговор.
В.Правдолюбов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 17 (675)
AST-NEWS.ru
1946 год. Послевоенный Ленинград. Город, только что переживший ужасы блокады и ещё не оправившийся от голода, разрушений, смертей. В этот период жизни ленинградская милиция ведёт свою неравную войну с преступностью, накрывшей Ленинград. Банды наводят страх на жителей города – грабят и убивают, а заодно и мастерски уходят от засад милиционеров, получая славу «неуловимых». В это время в Ленинград возвращается фронтовик Игорь Данилов (арт. Сергей Гармаш) – бывший учитель, попавший в плен во время войны и уже похороненный родными и знакомыми. Его жена – Людмила Александровна (арт. Анна Табанина) вышла замуж за чиновника Мулярова, своей благотворительностью спасшего во время блокады дочь Данилова. В упорной борьбе с бандитами погибает начальник отдела по борьбе с бандитизмом майор Кузьмин. Перед его сотрудниками стоит непростая задача – ликвидировать неуловимую банду Вити Музыканта – жестокого, изощрённого убийцы и бандита. Отсюда начинается противостояние агента под прикрытием Реброва (арт. Евгений Миллер), который внедряется в банду для поимки Вити Музыканта и учителя-словесника Данилова, волею судьбы, после несправедливого приговора, оказавшегося по другую сторону закона и потерявшего всё: работу, жену, дочь. Ему остается один путь – к бандитам, где он становится криминальным авторитетом по кличке «Учитель». Пытаясь добиться справедливости, отомстить тем, кто исковеркал его жизнь, он всё больше погружается в криминальный мир послевоенного Ленинграда, постепенно превращаясь в одного из самых умных и опасных преступников. Линия «Ребров – Учитель» проходит в течение всего сериала. Жизнь будет сводить их не раз и не два: одна женщина на двоих, одна любовь, один город. Фильм рассказывает об истории человеческого мужества, драме человеческих судеб в послевоенной жизни Ленинграда – суровой и жестокой.
Привлекательность и сюжетная интрига фильма заставляет о многом задуматься зрителям. Многие в интернете высказывают неудовлетворение по поводу достоверности изложенных фактов. Не было такого в послевоенном Ленинграде: не было организованной преступности, не ездили бандиты в шикарных иномарках, не жили в шикарных апартаментах, не собирались на сходку в яхте на берегу залива, не захватывали печатный станок «Гознака», «не летали на Луну и не вступали в контакт с инопланетянами». Так говорят многие ленинградцы-блокадники, пытаясь доказать режиссерам, что не нужно сочинять всякие небылицы и вносить мусор в головы современных подростков. Многие зрители удивляются тому, что город только что начал становиться на мирные рельсы, ещё не залечил раны войны, руины отсутствуют, нет полуразрушенных домов, ленинградцы хорошо одеты, на мужчинах цивильная одежда. Основываясь на достоверных фактах, изложенных в печатных изданиях того времени, город долго восстанавливался, не хватало строительных материалов, поэтому долго красовались невосстановленные от бомбёжек дома, а мужчины ходили, в основном, в военной форме. Хочется указать режиссеру, художникам по костюмам, реквизиторам фильма, что не носили в то время мужчины золотые обручальные кольца. В голодном Ленинграде 1946 года золотое обручальное кольцо на руке подполковника милиции Дмитрия Морозова – просто чушь. Да и вовсе показана какая-то беспомощность во всех действиях милиции, пытающихся задержать бандитов. Наоборот, бандиты выглядят молодцами, умными и всё просчитывающими. Складывается впечатление, что многое в жизненных ситуациях неправдоподобно. Ведь у сериала не было военных консультантов, иначе бы режиссер не перепутал звание штандартенфюрера (полковника СС/СД) со званием штурмбанфюрер (майор СС/СД). Это всё-таки разные звания. Шокирует расстрел бандитами отдела милиции, как грубая и циничная сцена кровавой мясорубки.
Многие сцены фильма изобилуют вымыслом: Ребров то и дело в нервном срыве бежит с пистолетом один на один с бандитами, то выясняет отношения с арестованными при помощи оружия. Зачем необходимо было показывать унизительные сцены мерзопакостного отношения жильцов коммуналки к Кате Новиковой, невесте Карасева (арт. Ольга Павловец), инвалиду войны. В окружающих Катю соседях видятся только мерзавцы, у которых нет ни капли совести, ни сочувствия к жертвам войны. А ведь в то время люди не были так жестоки, люди помогали друг другу, хотя и не без ссор. Насыщен фильм кровожадными и ненужными сценами насилия, притом крупным планом. Создается впечатление, что отморозков, извращенцев, насильников и упырей у нас в стране преобладающая часть населения. Это не так.
Видна только верхняя часть айсберга. Что таится в его нижней части? Давайте вместе порассуждаем с точки зрения объективной оценки всего происходящего на экране в этом сериале.
Центральный герой фильма Игорь Данилов воплощает основную сюжетную линию, а именно, при каких обстоятельствах бывший учитель превращается в коварного и жестокого бандита и при этом старающегося найти свой путь выхода из тупика. Судьба Данилова – отражение духовных страданий человека в послевоенный период жизни страны. Его нет среди живых, но он, пройдя все ужасы ранения, вражеского плена, штрафбата, остался жив. В такой жизненной ситуации он в послевоенное время оказался неспособен к сопротивлению и борьбе с тоталитарным советским режимом в силу своего характера, в котором преобладающими чертами являлись честность, справедливость, принципиальность и нетерпимость к бездуховности и лицемерию. Идейная закалка в боях с фашизмом не могла противостоять прямому издевательству партийной номенклатуры, измене любимой жены, потерей прямых обязанностей в воспитании дочери. Всё это наложило отпечаток на человеческие отношения с окружающими его людьми. На протяжении всего сериала Данилов старается найти точку возврата к прежней жизни, но этого не произошло. Доведенный личными страданиями до отчаяния и пытающийся покончить жизнь самоубийством, Данилов оказывается в логове бандита «Лавра», где совершил свой первый шаг в преступный мир с его понятиями и традициями, что означает одно – грабить и убивать мирных граждан Ленинграда. А далее у зрителей постоянно возникает тревожное чувство: остановится ли в своих преступлениях Игорь Данилов по кличке «Учитель» или образованный и интеллигентный человек уйдет из жизни убитым своими же ворами и бандитами? Но режиссер Игорь Копылов нашел другой вариант судьбы своего героя – в финале фильма «Учитель», вступая в ожесточенную схватку с Григорием (арт. Михаил Елисеев), коварным и жестоким убийцей любимой девушки Игоря, ценой своей жизни спасает от теракта торжественный запуск восстановленной после войны Волховской ГЭС. Вот где проявилась его стойкость, самообладание, чувство гражданского долга перед Родиной и об истинном предназначении человека. Смертельно раненый, он умирает на больничной кушетке с чувством сострадания к себе и невыполненных обязательствах о чести и достоинстве человеческой натуры. Вот это и есть те подводные стороны айсберга, о которых повествует фильм.
Безусловно, фильм не лишен политической окраски на послевоенные события нашей страны, его советского периода. В интервью с Евгением Миллером по ЦТ на ряд вопросов был дан вполне достойный ответ. На вопрос: «Кого можно считать героем этой истории?» он ответил, что это – Ленинград. Это особенная жизнь, это особенные люди, пережившие так много, что не дай бог ещё кому столько пережить.
Многие вопросы, касающиеся персонажей сериала, направлены были на выяснение причин такого взрыва преступности после войны. Отвечая по характеру заданных вопросов, Евгений Миллерп обратил внимание на фактор выбора, стоящего перед каждым гражданином: как в любых обстоятельствах остаться человеком, не скатиться на самую темную сторону. В такие переломные моменты у человека появляется выбор – остаться честным по отношению к себе и другим людям или легко нажиться на чужой беде. И многие выбирают легкий путь. Можно ли считать Реброва стороной добра? Если говорить о его конфликте с персонажем Сергея Гармаша, то ДА. Но главный враг всё-таки в самом человеке: как остаться человеком и где та черта, за которую переступать нельзя. Все эти мотивы в режиссерской работе Игоря Копылова заслуживают самого пристального внимания телезрителей. И им есть о чём задуматься в самом переломном моменте истории страны. Взять, хотя бы, контрастные эпизоды работы советской партийной элиты.
Вроде слова героев фильма: Сергея Сивцова – первого секретаря Володарского райкома партии (арт. Владимир Матвеев), Александра Мулярова – высокопоставленного чиновника (арт. Владимир Богданов) о преданности Родине, её правительству во главе с И.В.Сталиным сказаны вовремя и в нужный час, но в их душах чувствуется откровенная ложь и лицемерие.
Умеют они в «личине» очень преданных делу партии людей творить чудовищные беззакония по отношению к людям, стоящим в низу иерархической лестницы, ничуть не ущемляя своих ненасытных корыстных интересов. Низводят они до рабского подчинения и ректора ВУЗа Александра Перепелкина (арт. Дмитрий Воробьев) и судью Антонину Кулакову (арт. Наталья Калинина). Всё это правдиво отображено в фильме. Я это говорю потому, что мне самому пришлось испытать давление партийной номенклатуры, не дававшей моей семье с тремя малолетними детьми устроиться на работу по специальности учителя в одну из школ, не обустраивали детей в детский сад, не ставили на учет в получении жилплощади, тем самым откровенно выживали с места жительства. Приходилось слышать такие слова: «Вы здесь пришлись не ко двору!» Поэтому эта часть фильма о мерзавцах, в своих деяниях прикрывающихся партийными билетами, мне очень близки по духу.
Фильм « Ленинград 46» по накалу страстей и интригующих эпизодов вполне достойный для просмотра на экранах телевизоров. Есть в нём и светлые, и тёмные стороны в освещении событий того времени. Но каждый из нас должен воспринимать описанные в сериале жизненные ситуации с аналитической точки зрения: КАК бы ВЫ поступили на месте того или иного героя (положительного или отрицательного), какие шаги вы бы предприняли, оказавшись в столь затруднительных жизненных обстоятельствах?
Отвечая на мой вопрос, предлагаю опубликовать ваши личные и искренние комментарии в еженедельнике «Факт и компромат». Это будет честный и объективный разговор.
В.Правдолюбов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 17 (675)