Отгремели предвыборные баталии. В конце 2011 года эти баталии были за места в Государственной Думе страны и в региональных Думах. В начале марта 2012 года народ голосовал за нового президента. А у нас, в Астрахани, кроме этого ещё и за нового мэра. Всем известно, что в президенты вышел Владимир Путин, а нашим городом предстоит в ближайшие несколько лет руководить Михаилу Столярову.
Аналитики подсчитывают: сколько средств ушло на предвыборную кампанию тех или иных депутатов. На местном уровне подсчёты, надо полагать, тоже ведутся. Но точные данные обнародовать никто не спешит.
А вот президентский марафон и особенно последние его аккорды, так сказать, завершающая стадия, была видна, как на ладони. Я имею ввиду момент голосования. Было сделано всё, чтобы голосование было видно со всех сторон. Прежние выборы самых разных уровней так осточертели электорату, что народ взбунтовался и ещё до начала главных выборов вышел на улицы, чтобы сказать руководителям государства, как они далеки от народа и не знают, или не хотят знать, с какими нарушениями проходит предвыборная борьба и как подтасовывают итоги выборов. Наглядно это показали выборы представителей регионов в Государственную Думу. На местах было сделано всё, чтобы победили «единоросы», что доказано многочисленными фактами. Были нарушения, как оказывается и на последних выборах президента. И это не смотря на то, что на всех участках были установлены камеры наблюдения и прозрачные урны. Выходит, что ни камеры наблюдения, ни прозрачные урны не защищают от подлогов и иных нарушений. Вот почему сразу же после голосования народ опять вышел на улицы и площади городов, чтобы заявить об этом. Количество фальсификаций, в общем-то, не такое масштабное, чтобы аннулировать итоги выборов. Перевес главного претендента на президентское кресло Владимира Путина был значительным и от этого никуда не деться. Остаётся только смириться и подсчитать, сколько же средств было затрачено на прошедшие 4 марта так называемые прозрачные выборы. Прозрачные выборы, исключающие всякого рода подтасовки и фальсификации, обошлись госказне в 18 миллиардов рублей. Впрочем, разные источники называют разные цифры. Но я возьму за основу 18 миллиардов. Сумма, что и говорить, значительная. Сколько, интересно, нового жилья или детских садов можно было на них построить? А в целом выборная кампания президента России «съела» 25 миллиардов рублей. Или 225 рублей на каждого потенциального избирателя.
Аналитики подсчитали все расходы, связанные с выборами президента. Время теледебатов на телеканале претендентам на самый высокий пост предоставлялось бесплатно. А вот за видеоролики и различные печатные агитационные материалы нужно было раскошелиться из официального избирательного фонда, потолок которого составлял 400 миллионов рублей. Из собственного кармана кандидат мог внести не более 40 миллионов рублей, а выдвинувшая его партия – не более 200 миллионов. Все остальные средства, используемые во время избирательного марафона, были пожертвования граждан и организаций. При этом от одного человека можно было принять только шесть миллионов, не больше. А от организаций – 28 миллионов от одной. Так что избирательную кампанию кандидатов рядовые избиратели не оплачивали. Если, конечно, не брать во внимание тот аспект, что по результатам выборов партия получает из госбюджета по 20 рублей за каждый поданный в пользу конкретного кандидата голос. Однако кандидат должен в общем получить не менее трёх процентов от общего количества голосов, поданного за него. По подсчётам, на избирательном счету В. Путина оказалось 380 миллионов рублей, на счету Г. Зюганова – 173, на счету В. Жириновского – 185, на счету С. Миронова – 127 миллионов рублей. Самовыдвиженец М. Прохоров собрал ровно 400 миллионов рублей.
Анализируя выборные кампании, какого бы уровня они ни были, самыми несчастными оказываются местные чиновники: от глав сельских поселений до руководителей регионов. Спросите: почему? Да потому что им «сверху» могут выдать разнарядку: обеспечить победу проправительственной партии. При этом процент, к которому нужно было стремиться, должен составлять не менее 60 процентов. С каждым разом делать это всё труднее. И не удивительно, что руководители оппозиционных партий и движений так настаивают на прозрачности процесса голосования и подсчёта голосов. На этот раз по их настоянию на избирательных участках было задействовано 180 тысяч камер наблюдения, которые осуществляли видео и аудио запись и транслировали это в режиме текущего времени. А содержание прозрачных урн можно было видеть со всех сторон. Прижатые этими новшествами, ретивые чиновники не сдаются. И упорно, безо всякого стыда давят оппозицию административным ресурсом. Это происходит и на самом высоком уровне, и на самом низком.
О фальсификациях во время выборных кампаний и, в частности, непосредственно голосования, говорят открыто, а воз и ныне там. Нарушения различного рода, имеющие или не имеющие влияние на конечные результаты, продолжаются. Однако виновные в этом практически не несут никакого наказания. И вот наконец-то в Государственную Думу страны внесён законопроект об увеличении штрафов за факты фальсификации во время выборов. Это будет сделано в виде поправок в статью 141 Уголовного Кодекса РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательного права или работе избирательных комиссий». За нарушение тайны голосования, например, штраф предполагается увеличить вдвое, и будет он 80 тысяч рублей. За вмешательство в работу ГАС «Выборы» штраф составит 500 тысяч рублей; за фальсификацию избирательных документов – от 100 тысяч рублей; за подделку подписей и бюллетеней – от 200 тысяч рублей. Штраф за фальсификацию итогов голосования составит от 300 до 500 тысяч рублей. В данный момент этот штраф от 100 до 300 тысяч.
Одновременно с этими поправками, по предложению правительства страны, будут подняты штрафы для лиц, претендующих на выборные должности. За нарушение порядка финансирования избирательной кампании претендентам придётся заплатить 500 и более тысяч рублей.
Надо полагать, что будут и другие изменения в законодательстве о выборах. Таково веление времени.
К. Борисов,
"Факт и компромат" № 8, 16.03.12