О женском вопросе и равенстве полов

Небольшие заметки по поводу женского вопроса позапрошлого и начала прошлого столетия.

Женский характер, помимо отношений в семье, традиционного домашнего образования (только единицы попадали в Смольный институт) формировался главным образом за счет романтической литературы. Светскую женщину того времени создали книги – романы были самоучителями жизни, они формировали женский образ, которому следовали и столичные, и провинциальные дворянские барышни.

На смену женскому идеалу XVIII века – пышущей здоровьем, дородной, полной красавицы, пришла бледная, мечтательная, грустная женщина «с французской книжкою в руках, с печальной думою в очах». Ради того, чтобы так выглядеть, девушки морили себя голодом, подолгу не выходили на солнце, плакали и падали в обморок при любом случае. Здоровье, деторождение, материнство, казалась вульгарными и недостойными девушки и женщины. Началась поэтизация женщины, что повысило общественный статус женщины, создало условия для равенства и зарождения «суфражизма» – так тогда назывался феминизм.

В то время считалось, что зрелость наступает в 15 лет, поэтому к 20 годам многие девушки уже считали себя пожившими и много узнавшими. Одна из барышень в своем дневнике в день 17-летия писала: «Какая я большая. Надеюсь, я не доживу до такой гадости, как 20 лет». Практически все девушки вели дневники – откровенно поговорить было не с кем. Об интимной жизни многие девушки думали с ужасом и поэтому первая брачная ночь становилась потрясением, которое не скоро проходило. Неудивительно, что большинство барышень к моменту брака ничего не знало о зачатии, вынашивании и прочем.

Поэтому некоторые девушки всерьез полагали, что дети появляются от пребывания с мужчиной под одной крышей, а беременные были уверены, что им будут разрезать живот, чтобы достать ребенка. Неудивительно, что некоторые женщины боялись родов так, что составляли завещания. Родители и домашние наставники бдительно следили за кругом чтения барышень и любые подозрительные подробности из книг просто вымарывались. Трудно сегодня представить, но «Крейцерова соната» Толстого считалась непристойным чтивом.

В позапрошлом столетии дворянка удалялась от ребенка сразу после рождения и он передавался на руки нянькам и домашним учителям. Не случайно Пушкин посвятил стихотворение няне, но не матери. На рубеже веков материнство выходит на первый план и аристократки превращаются в сознательных матерей – теперь все направлено только к идеальному образу матери. В связи с распадом имений, изменением среды жизни стали рожать меньше детей, исчезновение кормилиц (раньше мать – дворянка не кормила ребенка, этим занимались кормилицы из крестьянок) привело в развитию технологий искусственного вскармливания.

После 1905 года общество словно прорвало – отовсюду хлынула пошлость, вульгарность, откровенная порнография – последняя выглядела необыкновенно пуританской по сравнению с современной. Возник «институт проституции» – в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15 000 женщин.

Равенство наступало стремительно…

Борис Якеменко