О "Жизни за царя" или почему стоит пойти на оперу 2 и 3 сентября в Астраханском кремле

Масштабный проект «Русские оперы в Астраханском кремле» с постановкой оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», который состоится 2 и 3 сентября, проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийского сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Правительства Астраханской области. Генеральным партнером предстоящей премьеры выступил Сбербанк.

Ранее мы уже писали о том, что с оперой «Иван Сусанин» выдающегося русского композитора М.И Глинки связано множество интересных фактов. И то, что это первая русская опера без разговорных диалогов, и что на премьере присутствовал император Николай I, где в знак одобрения он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень, и то, что музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.

Но это лишь малая часть того, что мы упомянули. И в преддверии громкого события мы хотим продолжить свой рассказ не менее интересными фактами, ведь оперные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра:

- Капельмейстер КатериноКавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на основе громких событий 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.

- Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

- Круг лиц, причастных к сочинению оперы, постоянно расширялся. Глинке был важен любой совет. К составлению либретто, помимо Розена и Жуковского, эпизодически подключались Владимир Соллогуб, Нестор Кукольник – и не только они. Известна, например, записка Жуковского к Александру Пушкину, относящаяся к рубежу 1835-1836 годов: «У меня будет нынче ввечеру, часов в десять, Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Ты тут необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно».

 - Премьерная постановка от 21 февраля 1939 не впечатлила Сталина, и он предложил внести несколько изменений, в частности, высказавшись: «Почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!»

- Из реальной истории известно, что члены династии Романовых высоко ценили Сусанина и позаботились о том, чтобы память о нём дожила и до наших дней. Так, Николай I приказал окрестить главную площадь Костромы Сусанинской – это имя она носит и по сей день. Здесь же стоит и памятник Ивану Сусанину. 

9932b066-6d94-4080-b509-f7632fa9b80e.jpeg

Музыкальный критик Владимира Одоевского писал: 

«С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Управляющий Астраханским отделением Сбербанка Роман Дубинский подчеркнул, что проект «Русские оперы в Астраханском кремле», с одной стороны, будет особенно интересен жителям Астраханского края и позволит стать свидетелями одного из самых зрелищных и глубоких представлений, а с другой – станет важной вехой в поддержании имиджа нашего региона и позволит утвердить его как южную столицу классической музыки.

 «Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой нашего края. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».