На заседании Думы Астраханской области 30 января 2020 года рассмотрены результаты парламентского контроля двух законов, касающихся налогообложения: «О налоге на имущество организаций» и «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
Астраханская область перешла на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2017 года. Физлица получили платежки в 2018 году. В 2019 году с обновленной кадастровой стоимостью столкнулись предприниматели, чьи объекты собственности попали в перечень облагаемых по кадастровой стоимости. Реализация законов породила очень много вопросов со стороны граждан и бизнес-сообщества.
Определение ставок по данному налогу находится в ведении органов местного самоуправления. Пользуясь своим правом, муниципалитеты установили максимальные ставки, что вызвало резкое увеличение налога, как для физлиц, так и для организаций. В отдельных случаях отмечалось и завышение кадастровой стоимости объектов. Граждане и предприниматели стали массово жаловаться. Всего за период с 1 января 2017 по 1 июля 2019 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области было принято 526 заявлений, по которым сумма уменьшения кадастровой стоимости составила более 4 млрд рублей. Кроме того, судом было вынесено 173 решения. По ним уменьшение кадастровой стоимости объектов произошло еще на 5 млрд рублей в общей сложности с 2017 года.
В настоящее время порядок оспаривания кадастровой стоимости упрощен. Ранее требовалось обязательное предоставление положительного экспертного заключения на отчет об оценке. Теперь же наличие такого заключения при досудебном оспаривании не требуется. Отмена экспертизы позволила существенно сократить временные и денежные затраты заинтересованных лиц. Чтобы навести порядок, потребовалось изменение федерального законодательства. Еще в 2018 году депутатским корпусом по поручению председателя Думы Игоря Мартынова были инициированы обращения, где указывалось, что закон, в соответствии с которым происходит начисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, нуждается в доработке. В результате из ФЗ «Об оценочной деятельности» было исключено положение о 5-летнем сроке (с момента оценки) на оспаривание результатов массовой кадастровой оценки во внесудебном порядке. Также был увеличен период, в течение которого можно претендовать на перерасчет. Ранее это можно было сделать в рамках одного года, в котором было сделано соответствующее заявление. Сейчас перерасчет может быть произведен с того налогового периода, в котором была применена спорная кадастровая стоимость, но не более чем за 3 года.
Если с жилыми помещениями на данный момент ситуация прояснилась, то с коммерческой недвижимостью все оказалось сложнее. Третий год проводится постоянное уточнение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Надо отметить, что на федеральном уровне в отношении имущества физических лиц дано право установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения; вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект. На данный момент в областном центре такая градация не проведена. При этом принято решение о снижении ставки с 2% до 0,5%. В целом по области из 131 муниципального образования области 110 установили максимальную ставку налога в размере 2 % по объектам недвижимости, используемым в предпринимательской деятельности и вошедшим в перечень.
По итогам проведения парламентского контроля депутатский корпус рекомендовал Правительству региона рассмотреть вопрос о снижении ставок налога на имущество организаций для субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы. Также рекомендовано организовать эффективную работу органов местного самоуправления по выявлению объектов, которые должны быть включены в перечень.