Одним из важных институтов обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса на выборах Президента Российской Федерации является наблюдение на избирательных участках.
Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля - Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с российским законодательством наблюдателем может быть гражданин России, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, их подчиненные, а также судьи, прокуроры и действующие члены избирательных комиссий, иноагенты, сотрудники нежелательных организаций.
Возможность привлечения общественности к наблюдению за соблюдением законодательства предусмотрена Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах СНГ.
Институт общественных наблюдателей имеет особенное значение, поскольку его участники не представляют интересы ни одного из кандидатов, а следят за соблюдением избирательного законодательства всеми участниками выборов и оценивают с точки зрения закона действия кандидатов, других наблюдателей, членов избирательных комиссий, представителей СМИ и избирателей. Общественное наблюдение, неограниченное интересами кандидата или партии, призвано содействовать в реализации избирательных прав граждан. Деятельность общественных наблюдателей направлена на соблюдение равенства прав всех участников избирательного процесса. Созданные благодаря этому условия для максимальной прозрачности избирательного процесса являются залогом доверия граждан к выборам.
Общественная палата Российской Федерации с 2012 года системно организует наблюдение на выборах. За прошедшие годы общественное наблюдение на выборах стало самым масштабным проектом российского гражданского общества за всю его историю.
Избирательная комиссия Астраханской области тесно сотрудничает с областной Общественной палатой. Подписанное соглашение о взаимодействии предусматривает в числе прочего меры по обеспечению избирательных прав граждан и контроль за соблюдением их соблюдением.
С декабря в нашем регионе работает штаб общественного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации 2024 года. Общественная палата Астраханской области ведет активную работу по подготовке наблюдателей для работы на предстоящих выборах. Общественные наблюдатели 15, 16 и 17 марта будут присутствовать на избирательных участках нашего региона. Их ответственность и профессионализм станут залогом прозрачности и легитимности выборов.