Ежегодно власти докладывают о светлых планах по развитию транспортной инфраструктуры. Астраханцев радуют открывающимися перспективами, говорят о грядущем расширении дорог, увеличении числа автобусов большой вместимости. Но горожане констатируют: улицы забиты автомобилями, «маршрутки» движутся хаотично, часто нарушая ПДД. А льготников по-прежнему возить некому.
В очередной раз о развитии транспортной инфраструктуры Астрахани заговорили в последних числах февраля на общественных слушаниях, прошедших в администрации области. «Газели» планируется заменить автобусами средней и большой вместимости. Мэрия заказала проект маршрутной сети Московскому НИИ автомобильного транспорта, доложила о грандиозных планах по созданию в 2010-2012 годах своего автопарка, приобретению 75 автобусов вместимостью до 30 пассажиров и 50 — с большой вместимостью.
И тут у многих астраханцев должно возникнуть ощущение дежавю. Ведь ровно год назад городские власти много и охотно говорили о грядущем обновлении общественного пассажирского транспорта в соответствии с проектом, разработанным Волгоградским государственным архитектурно-строительным университетом.
Для тех, кто подзабыл, напомним: в конце 2007 года по заказу мэрии Астрахани ВГ АСУ изготовил проект маршрутной сети общественного пассажирского транспорта. Городское начальство даже устроило на своем сайте публичное обсуждение проекта, чтобы горожане могли внести предложения. Сергей Боженов громогласно заявил, что вскоре пустит троллейбусы в район Казачьего, пос. Советский, Бабаевского.
Однако немного погодя работу волгоградцев признали неудовлетворительной. Обсуждения тихо свернули, а о развитии городской маршрутной сети, равно как и о троллейбусах на Советский поселок, на время забыли.
Мы видели, как уезжает последний трамвай
Между тем, астраханские льготники о нехватке доступного общественного транспорта уже почти и не вспоминают. Привыкли. В июле 2007 года прогромыхал последний астраханский трамвай. Цели у городских властей, решивших его убрать, были благими: избавившись от рельсов, расширить узкие астраханские дороги, переполненные транспортом. А взамен «громыхающих» старых трамваев горожанам пообещали новенькие автобусы и троллейбусы.
В октябре этого года истекает срок полномочий мэра Сергея Боженова, а власти в очередной раз проявляют заботу о транспортной инфраструктуре. Может, хоть на этот раз обещания не останутся пустым звуком? Ведь многие дороги после того, как убрали трамвай, так и не были расширены. Достаточно заглянуть на улицу Яблочкова.
Нужны ли мэрии автобусы?
Кстати, в середине 2007 года, как только были озвучены планы по развитию сети общественного транспорта, городские предприниматели сделали «шаг навстречу власти»: взяли кредиты в банках и самостоятельно приобрели автобусы «Golden Dragon». Но на линию удалось выпустить лишь 15 единиц техники. И то, как утверждают автоперевозчики, после многочисленных судебных разбирательств с городскими властями.
Благодаря этому появился маршрут №31, следующий из мкр. Бабаевского до ул. Кубанская. По отзывам горожан, маршрут этот удобен и востребован жителями отдаленного астраханского района. Фактически, альтернативы ему не существует. А вот мэрия, по словам представителей автотранспортных предприятий, почему-то считает, что данный маршрут горожанам не нужен.
Попытались предприниматели реанимировать и когда-то востребованный маршрут №1. Автобусы, ходившие по данному маршруту, обслуживали жителей пос. Советский. Но бюрократические препоны преодолеть не удалось. Уже почти полтора года десять новеньких автобусов простаивают в гараже. Вот такая забота об общественном транспорте.
Непонятно, если мэрия считает, что астраханцам эти автобусы не нужны, зачем приобретать 125 единиц техники и тратить на это бюджетные, а значит, наши средства? По утверждению руководства регионального Минтранса, для обеспечения на основных городских маршрутах интервала движения в 4-5 минут на линию должно выходить не менее 400 единиц транспорта. Сейчас курсирует около 150 единиц. Учитывая нехватку средств у муниципалитетов, не так давно предлагалось выделить из федерального бюджета деньги на приобретение автобусов на условиях местного софинансирования. Однако согласие дали только администрация г. Ахтубинска и Лиманский район. От мэрии Астрахани такого согласия не поступало. Возникает вопрос: хотят ли городские власти на самом деле приобретать автобусы, или разговоры так и останутся разговорами?
Комментарии специалистов
Алексей МАКЕЕВ, член совета ассоциации владельцев автомобильного транспорта Астраханской области:
— Около полутора лет назад губернатор озвучил программу развития пассажирских перевозок автобусами большой и средней вместимости. Предприниматели активно откликнулись на предложение, купили автобусы. И до сих пор мы пытаемся разместить их на городских маршрутах. Маршрут «31» мэрия до сих пор называет нецелесообразным, опасным, каким угодно.
При этом перевозчик ОАО «Астраханьпассажиртранс» спокойно работает, получает бюджетную дотацию в размере 15 рублей на каждого перевезенного пассажира. Мы же готовы работать практически без привлечения бюджетных средств. Но мэрия не дает нам этого делать, вытесняя с рынка. Остается только догадываться, почему так происходит.
Евгений ДУНАЕВ, депутат Астраханской Городской Думы:
— В прошлом году Волгоградский институт уже делал для нас проект транспортной сети. Тогда мы на заседании комитета Думы подняли вопрос, почему этот проект стоит городской казне так дорого, около 2 млн. рублей. Ведь в Астраханском автодорожном колледже ту же самую работу могут сделать абсолютно бесплатно.
Теперь мэрия заказала новый проект, уже Московскому НИИ. В транспортном управлении администрации города постоянно меняется руководство, и спросить что-то с кого-то очень сложно.
И зачем нам приобретать автобусы за счет бюджетных средств, когда есть предприниматели, готовые работать? Сейчас политика мэрии такова: лучше дотировать убыточный транспорт, но не давать выпускать свою технику на маршрут предпринимателям, которые, кстати, платят налоги.
Евгения ЗАРИНЬШ, "Хронометр" №10 от 10.03.09.