Жители некоторых домов Астрахани столкнулись с парадоксальной ситуацией. Они отказались от услуг компании, обслуживающей их дом, но та упорно продолжает работать (или делать вид). Чтобы избавиться от навязанных услуг, астраханцам пришлось даже обратиться в суд.
Недовольство жильцов дома по ул.Южная, 23 своей обслуживающей компанией МФ «Автогородок» начало нарастать, когда компания без согласования с жильцами подняла тарифы на свои услуги на 25%.
- С чего это коммунальщики так резко подняли тарифы, и на что тратятся полученные средства, нам узнать не удалось, - сообщила представитель дома Любовь Новикова. – Компания просто развесила объявления о новом тарифе, и стала взимать новую плату.
Недовольные жильцы на общем собрании отказались от продления договора с компанией «Автогородок». Тем более, что тут же нашлась компания, готовая обслуживать их дом за меньшие деньги.
Но обслуживающая компания так просто не сдавалась. Чтобы не допустить новых ремонтников заниматься делами дома, на двери подвала повесили замок. Жильцам пришлось вызывать МЧС, чтобы проникнуть в собственный подвал.
А в подвале – сексодром!
- Оказавшись в электрощитовой подвала, мы увидели на полу груду бутылок из-под пива, использованные презервативы и шприцы, - рассказала Любовь Новикова. – Сразу понятно, чем там занимались вместо того, чтобы чинить электрооборудование. Не служебное помещение, а сексодром какой-то!
Жильцы повесили на дверь подвала свой замок, но тот не протянул и двух суток. Пожаловались в прокуратуру, милицию и в жилищную инспекцию.
Споры между жильцами и обслуживающей компанией продолжаются. На подъездах появились объявления за подписью администрации «Автогородка» с угрозой отключения электроэнергии. Астраханцы, в свою очередь, обратились на компанию в суд.
«На что идут наши деньги?»
С аналогичной ситуацией столкнулись в прошлом году жильцы дома по ул.Куликова, 15/2. Еще в 2006 году администрация назначила этому дому управляющую компанию. За пять лет в доме пришла в негодность система холодного водоснабжения, люди месяцами сидели без воды.
- Канализация тоже сгнила, подвал залит нечистотами, полы первых этажей гниют, - жаловались жильцы. – На что идут наши деньги?
Устав терпеть лишения, жители дома отказались от УК и выбрали форму непосредственного управления домом. Однако против этого активно начали выступать… сотрудники районной администрации. Чиновники принялись осаждать дом, агитируя жильцов заключить договор с рекомендуемой ими управляющей компанией.
- Начальник жилищно-коммунального отдела Кировской администрации Бабичев и другие сотрудники администрации неоднократно собирали граждан, уговаривая и убеждая собственников заключать договоры с рекомендованной ими управляющей компанией «Первая», хотя это противоречит законодательству РФ! - жалуются жильцы дома Купцова, Салмина, Чистякова.
Дому обещали сделать капитальный ремонт из средств фонда реформирования ЖКХ. Но у жильцов возник вопрос: почему, если одна выбранная администрацией управляющая компания годами бездействовала, доведя дом до ужасного состояния, то другая, тоже подсказанная чиновниками, будет работать лучше? Жильцы обратились в прокуратуру, а на этой неделе собираются пойти на прием к и.о. мэра. Вдруг высокий чиновник поможет.
Черные дыры ЖКХ
Несмотря на жалобы коммунальных компаний на неплательщиков, жилищно-коммунальная сфера – очень выгодный бизнес. Иначе компании не пытались бы всеми силами удержать при себе «взбунтовавшиеся» дома. А несовершенство законодательства позволяет дополнительно греть на этом руки.
Это подтверждают уголовные дела, которые регулярно заводят на чиновников от ЖКХ.
Например, заместитель главы Кировской администрации Астрахани Орлов в 2007-2009 годах получал проценты от прибыли «своего» предпринимателя в работе по капитальному ремонту домов, похитил около 1 миллиона рублей и был позднее осужден за мошенничество.
В 2008 году со счетов министерства ЖКХ одному предпринимателю было перечислено 24 миллиона, предназначенных для возмещения расходов организаций за оказание жилищно-коммунальных услуг льготникам. Как выяснило следствие, на самом деле он никаких услуг не оказывал.
В Ленинском районе Астрахани в прошлом году возбудили уголовное дело против директора УК, который на собранные с жильцов 60 тысяч рублей купил себе компьютер. Еще одно уголовное дело возбудили против заместителя генерального директора ООО «Управляющая компания КонсалдингПроф». Женщину подозревают в хищении более 1,7 миллиона рублей, поступивших от населения в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Действия собственников правомерны
Алексей Бровин, и.о. руководителя службы строительного и жилищного надзора Астраханской области:
- Действия собственников дома, в рамках законодательства, правомерны. На основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома №23 по ул.Южная, вы вправе обеспечить доступ к местам общего пользования дома новой обслуживающей организации, и ограничить доступ ОО МФ «Автогородок» любым не противоречащим закону способом.
Тарифы и смена управления – только по согласию жильцов
Дарья Дорофеева, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры Астраханской области:
- Обслуживающие дом компании могут принять тарифы только с учетом мнения собственников дома на общем собрании жильцов. Компании обязаны предоставить калькуляцию расходов, которая должна быть одобрена собственниками квартир. Без согласия жильцов такое решение неправомочно. В этом случае жители могут обратиться с жалобой в органы прокуратуры.
Жильцы также имеют право самостоятельно выбрать форму управления собственным домом. За выбранную форму управления должно проголосовать более 50 процентов собственников. Один дом не может иметь несколько форм управления (один подъезд – УК, у другого – НУ). Решение о смене формы управления должно быть принято на общем собрании жильцов.
Жильцы также имеют право знать, на что тратятся их средства, переданные управляющим и обслуживающим компаниям. ТСЖ обязаны выступать с отчетом о потраченных средствах на собрании 1 раз в год. Управляющие компании в соответствии со стандартом раскрытия информации обязаны предоставить информацию о потраченных средствах по запросу жильцов.
Ирина Триголосова,
ИД "Провинция"