Обычно на походы по чиновничьим кабинетам людей толкают жилищно-бытовые и личные проблемы. Времени подобные скитания отнимают уйму. Ведь чиновники - люди крайне занятые и практически незаменимые. Случись у кого из них больничный или отпуск - ответить вам будет некому. Или если «важное лицо», скажем, уйдет на обед раньше времени.

Бюрократические процедуры, как правило, требуют большого количества документов. Часто бумажная работа превращается в банальную волокиту.

Собственно, так случилось со мной. Недавно пришлось мне стать ходоком в одну из структур администрации Астрахани.

В надежде получить государственную помощь на приобретение квартиры, я стала оформлять статус «нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Дозвониться и получить консультацию о том, когда приходить на предварительную беседу, что приносить с собой, оказалось непростой задачей. Начав труд в понедельник, к среде я сроднилась с телефоном. Номер нужного отдела то был занят, то не отвечал, то звонок просто сбрасывали, то инспектора моего района не было на месте. В четверг я выяснила, что на первую консультацию нужно явиться с четырьмя справками.

В ходе мытарств по кабинетам оказалось, что сотрудница управляющей компании, обслуживающей мой район и выдающей справки о составе семьи, заканчивает рабочий день на 10 минут раньше положенного. Казалось бы, мелочь, но мне это стоило целого дня — идти в контору пришлось еще раз.

Вскоре я на собственном опыте выяснила, что, например, в Регистрационную палату нужно приходить минут через пятнадцать после окончания обеденного перерыва.

Но самое интересное меня ждало впереди. Добыв после двухнедельного хождения по кабинетам кипу бумаг, я собралась было их сдавать. И тут оказалось, что мой инспектор на больничном. Пришлось все отложить на неделю.

Потом мне опять не повезло - наступили предпраздничные дни. Нужно было почти умолять, чтобы меня приняли. Чиновница заявила, что «будет большая очередь» и «надо записываться заранее».

Я бы и могла подождать, но ведь у справок ограниченный «срок годности». Как раз после праздников он истекал. В хождениях по кабинетам мне пришлось бы отправиться на второй круг. Уломав-таки чиновницу, я явилась в управление. Просидев со мной полчаса, дама приняла еще одну семейную пару. Больше в этот день слуги народа никого не принимали - ведь день был предпраздничный.

Как оказалось, кроить рабочий день по собственному усмотрению - обычное дело для многих наших чиновников. На днях я провела эксперимент, обзвонив ряд подобных структур. Например, в комитете жилищно-коммунального хозяйства местной администрации в отделе экологии телефон не отвечал в 12.45 (хотя по графику обед начинается там в 13.00). Далеко не всегда чиновники дожидаются и «официального» окончания рабочего дня. В 17.20 в минувшую среду в отделах защиты прав потребителей, мониторинга качества образования, организации дорожного движения, финансирования муниципального хозяйства, в комитетах ЖКХ и здравоохранения трубку уже никто не брал, хотя должны были работать еще 10 минут. Совсем откровенно с надоедливыми посетителями расправляются в Кировском отделе УФМС: за 20 минут до окончания рабочего дня заявляют, что прием прекращен: «В очереди не стойте!» Неуважительно «слуги народа» относятся к своему «господину».

На днях Росстат опубликовал последние данные о численности и оплате труда чиновников. В частности стало известно, что чиновники — одни из немногих в стране, чья зарплата во время кризиса не только не уменьшилась, но и индексировалась. Так, средний доход служащих федеральных подразделений в Астраханской области в первом квартале этого года составил 17745 рублей (по сравнению с прошлым годом вырос на 21,2%), работников областной администрации — 20408 рублей (увеличился на 5,1%), муниципальных чиновников — 16122 рубля (что составляет 107,5% к аналогичному периоду прошлого года). Всего чиновников в нашей области 7894 человека.

Анна КОТОВА,

"Хронометр-Астрахань" №26 от 30.06.09.