Левобережная часть города встречает гостей и астраханцев с правого берега Волги через Новый мост великолепным видом из двух бело-зелёных объектов: один уже давно успел стать объектом культурного наследия, а второму это только предстоит в будущем, как мне представляется — в ближайшем, на нашем с вами веку.
И тому есть объективные причины в виде блистательной работы коллектива, привлекающего к себе внимание не только здесь, среди нас — загородные и зарубежные гости, в этом можно не сомневаться, будут рады при возможности вновь стать зрителями и слушателями астраханских профессионалов от музыки.
После Театра и Кремля — позволю себе назвать их с заглавной что ни на есть буквы — людям открываются разные картины. Повезло, считайте, что не придётся попасть в такие районы, где до сих пор царит Средневековье, и помои выливают прямо на дорогу, называемую так лишь по одной причине — на нет дома, но и асфальта тоже, да и не было никогда. Хорошо проехать, пройти по чистым и уютным улицам, полюбоваться только самыми лучшими, самыми замечательными моментами Астрахани, чтобы весь день провести без грустных дум и тоски, накатывающей от лицезрения развалин домов, людей, улиц.
Для нас всё это давно несколько запорошилось обыденностью, мы перестали замечать самых откровенных, обнажённых частей нашего родного города. Другое дело гости города, наши с вами гости. Приезжают, веду их на прогулки, а они смеются или недоумевают, обращая моё внимание на такие вот не то что бы ляпы, а просто дырки в носках города. Если представить, что два моста через Волгу - это своеобразные ноги, а старая часть Астрахани - туловище, то иначе как дыркой в носке вот эту панораму не назовёшь. Люди приезжают и видят великолепие Театра оперы и балеты, с этого начинается их визуальное знакомство с городом. Возвращаясь же обратно загорелыми, нарыбачившимися, наевшимися до отвала плодов земли нашей, надышавшиеся Акса… да, простите великодушно… в общем, в самом замечательном расположении двигаются обратно к себе домой и напоследок жадно разглядывают город, ставший им таким близким и родным на то великолепное время пребывания у нас с вами. И вот, что они видят. Полюбуйся, читатель, как выглядит панорама города у моста, изображённая на стене старого здания. Как сказал мой гость, одновременно смеясь над этим шедевром и делающим кислую мину: «В этом вся Астрахань, такой она мне и показалась, если честно, но я о том не задумывался, а теперь вот, пожалуйста». Постояли, посмотрели, я сделал пару фотографий, и мы отправились дальше, на Волгу.
На следующий день я ездил на Трусовскую сторону и специально обратил внимание на то, как всё это выглядит сверху, с самого моста. Вы не поверите — ещё ужаснее. Ужас в перспективе, так сказать. Если бы эта панорама стояла по ходу движения в город справа, а Театр — слева, то некоторые особо впечатлительные натуры наверняка бы разворачивались сразу у Детского мира и трогались бы в обратный путь, не дожидаясь остальных «чудес», которые им только предстоит увидеть после такого.
В славном Ленинском районе давно бы уже могли привести в порядок эту в общем-то неплохую идею с относительно простым и в то же самое время изящным исполнением. Но у них из окон администрации виден сразу театр. Стоят в кабинете, смотрят в окно — хорошо!
После я обратился к знакомому, специализирующемуся на ремонтах квартир и облицовочных работах. По самому скромному тарифу ремонт этой, хм, экспозиции обойдётся бюджету в десять тысяч рублей — цена долговечной краски, кистей, валиков и одной досадно отвалившейся буквы. Разумеется, это без учёта стоимости самих работ, которые по идее должны бы провести те самые люди, что в течении 15 (!) лет не притрагивались к этому всему. Вам нравится? Мне очень: живая картина так картинно развалилась, так ясно и чётко обнажила кирпичи старого здания, будто само время довершило работу художников, найдя их творение слишком оптимистичным и фантастичным, найдя их Астрахань слишком красивой, слишком целой, слишком чистой, покрашенной, слишком «любующей» взор, очень родной и запредельно близкой — ту Астрахань, в которой хочется жить, а умирать совсем не страшно.
Так вот идеал города превратился в… макет: целый Кремль, а кругом — разруха. Ну и, конечно, очередное модное название города на старый лад: получилось почти «Эстэрхн».
Скоро весна, а вместе с ней первые субботники. Так может быть стоит оставить уборку мусора дворникам, а вместо показухи в чистых фартуках и с новыми граблями просто взять и сделать доброе дело? Или, если строить - не ломать, взять и стереть этот пейзаж? Сотрите тогда уже в самом деле, а то позорище одного района ложится тяжким грузом на весь город. Есть, правда, ещё один вариант исхода этого дела: никто ничего делать не будет и само время довершит начатое им дело до конца. Будет «забавно», если буквы отвалятся так, что останется одно слово «страх» над облупившейся окончательно стеной и покосившимися башнями Кремля.
Яков Горбунов,
"Факт и компромат" № 9, 09.03.2013 г.