Недавно о школьных электронных дневниках писались фантастические рассказы. Тогда в них говорилось о том, что это зло, поскольку слишком сильный контроль приносит одни неприятности. Сейчас мнение несколько изменилось, скорее всего, потому, что люди уже привыкли к контролю – нас повсюду окружают камеры, в общественных местах каждый наш шаг записывается, да и взять тот же Интернет – там каждое слово остаётся сохранённым.
Однако вопрос с целесообразностью введения электронных дневников в учебных заведениях до сих пор остаётся в силе. С одной стороны, конечно, так будет удобнее. Всё-таки, наука не стоит на месте, и было бы глупо совсем не использовать преимущества новых технологий. Другой вопрос – как эти преимущества будут использованы?
Например, во многих сферах наблюдается следующий интересный порядок. Вроде бы, присутствует компьютеризация, и документы хранятся в электронном виде. Но при этом полной замены бумажных документов электронными не происходит и, фактически, существуют два документооборота. То есть, лучше бы, если компьютеров, в таком случае, и вовсе не было, так как работникам приходится мало того, что бумажки заполнять, так ещё и печатать то же самое. К счастью, такая практика постепенно уходит в прошлое, но всё равно слишком уж медленно.
Кроме того, надо помнить, что на введение электронного дневника необходимо финансирование. То есть средства, направленные на реализацию данного проекта, могли бы быть использованы и для других целей. А, учитывая, что с финансированием нашего образования уже давно проблемы, целесообразность перехода на электронные дневники нужно рассматривать особенно тщательно.
И тут мы приходим к вопросу – а зачем вообще всё это надо? Для чего затевается столь масштабный проект? Что ожидают получить в итоге?
Рассмотрим самый фантастический вариант. Допустим, средства выделили. Допустим, что выделили их в достаточном количестве, и потрачены с целью. Ввели систему электронных дневников, причём разработали её не так, как у нас обычно подобные новшества разрабатывают, а с грамотным подходом к делу, и всё сразу отлично заработало. Ходят дети с электронными дневниками поголовно, а родители всегда имеют возможность в Интернете посмотреть их оценки. И что из этого? Конечно, на первый взгляд кажется, что так проще детей контролировать. Вроде они не смогут теперь скрывать свои плохие оценки. Только разве Интернет – единственный способ узнать оценки детей? Есть же родительские собрания, есть телефон классного руководителя… Если задаться целью – можно узнать всё. А те родители, кому это не надо – они и в электронный дневник заглядывать не будут. Так, что в итоге изменится? Это как SMS-рассылки, которые тоже предлагаются в рамках проекта. Какая разница, по какому каналу связи получать информацию, если она одна и та же?
То же самое и с остальными сферами применения данного проекта. Электронный классный журнал – абсолютно тоже самое. Выдача домашних заданий через сеть – аналогично. Тем более что кому надо, те давно пользуются для таких целей уже существующими сетями, а не пытаются придумать что-то новое. Примеры есть в институтах, где преподаватели часто через ICQ или электронную почту связываются со студентами. И не нужно никакого дополнительного финансирования, зачем изобретать велосипед?
Единственное, что в данном проекте более-менее понятно и оправдано – доступ к библиотеке через сеть. Тут всё дело в авторских правах, не позволяющих просто так получить доступ к учебникам и заставляющих открывать свою сеть, только для тех, на кого взята лицензия. Но в остальном – мне вот кажется, что это либо слишком опережающий своё время проект, либо попытка списать на что-то деньги. Третьего не дано.
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" № 29, 17.09.10.