Одно слово в постановлении правительства оставило бизнес без поддержки

В редакцию «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» обратились предприниматели, которые рассчитывали на государственную поддержку, широко освещенную в средствах массовой информации первыми лицами страны, но после изучения соответствующего постановления правительства осознали, что ничего им не светит.

Начало текста из постановления правительства № 434 от 3 апреля 2020 года обнадеживающее: «Предоставить организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается правительством РФ, следующие меры поддержки…».

Но дальше в постановлении чиновники уточнили, что вся озвученная властью поддержка касается только тех предпринимателей и фирм, у которых «пострадавший вид деятельности», указан в списке ОКВЭД, как ОСНОВНОЙ. То есть, в суть того, что дополнительные виды деятельности открываются бизнесом по мере необходимости, правительство решило не вникать и эти обстоятельства не учитывать.

Так, к примеру, одна из астраханских фирм много лет назад начинала с юридических услуг и естественно именно это направление зарегистрировала первым видом своей деятельности, который на всю жизнь стал основным. Спустя годы фирма расширила свою деятельность, занявшись гостиничными услугами и общественным питанием. На сегодняшний день у фирмы несколько популярных в Астрахани кафе и гостиница, что стало основным заработком, а юридические услуги фактически свелись на нет. Именно текущая деятельность компании подпадает под классификацию пострадавших в сегодняшней ситуации. И это действительно так: кафе и гостиница закрыты! Но вот казус – как раз эти виды деятельности по списку ОКВЭД у фирмы значатся дополнительными и, согласно постановления правительства, она не получит ни одну из мер государственной поддержки. И таких примеров только в одной Астрахани очень много, а по стране еще больше!

По факту, никакой юридической разницы между «основным» и «дополнительным» видом деятельности нет. Предприятие в любом случае отчитывается и платит положенные налоги по всем видам той деятельности, которую фактически осуществляет. ОКВЭДы нужны лишь статуправлению для ведения статистики.

Желание поменять сейчас ОКВЭДы местами ни к чему не приведёт, так как правительство в своём постановлении сообщило, что они ориентируются на данные, зафиксированные до марта 2020 года.

Заложенная в постановление оговорка в виде слова «ОСНОВНОЙ» – безусловно позволит правительству сэкономить на десятках тысяч фирм и предпринимателей нашей страны. Но может быть хватит экономить на том, что необходимо всячески поддерживать, причем не только в коронавирусные времена!

За комментариями AST-NEWS.ru обратился к вице-президенту Астраханского регионального отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей Алексею Резникову

88.jpg

Он сообщил:

- Действующее законодательство и особенности предпринимательской деятельности таковы, что вопрос о том, какой именно ОКВЭД указывать в качестве основного (а такой может быть только один), а какие в качестве дополнительного, не являлся принципиальным для бизнеса. Этот вопрос скорее бюрократический и нужен только службе государственной статистики и налоговым органам. 

Практика такова, что компания или предприниматель, указав при регистрации в качестве основного ОКВЭД тот или иной вид деятельности, в дальнейшем, ввиду изменений конъюнктуры рынка или иных причин, фактически начинали вести совершенно иные виды деятельности. Факт смены или не смены основного ОКВЭД никогда не нёс для хозяйствующего субъекта каких-либо выгод или санкций. И предприниматели, и государственные органы по объективным причинам этому не уделяли внимания.

Исходя из здравого смысла, организация или предприниматель, у которых в реальности имеется действующий бизнес, подпадающий под «пострадавшие виды деятельности», которым полагается государственная поддержка, должны ее получить, невзирая на то – основным или дополнительным ОКВЭД прописана их деятельность в документах.

Ситуация, когда предприниматели и компании не могут воспользоваться мерами государственной поддержки из-за ограничения, прописанного в постановлении в виде «ОСНОВНОГО ОКВЭД», в корне неверная и вредная для бизнеса и государства. Налицо допущенная при подготовке нормативного акта ошибка и формальный подход к помощи бизнесу со стороны государства. Отмечу, что подобный подход не просто ставит большое количество бизнесменов (а как следствие трудоустроенных у них граждан) в тяжелейшее положение. Подобный подход провоцирует рост недовольства в бизнес среде, раскаляя и без того непростую обстановку в регионе.

С просьбой разобраться в ситуации и помочь правительству России в устранении этой ошибки я обратился к президенту РСПП Александру Шохину.