На портале органов государственной власти прочитал новость под заголовком «Поездами дальнего следования на астраханском отделением ПЖД за лето воспользовались 312 тыс. пассажиров». Информация для этого портала, надо сказать, не совсем стандартная. Всё-таки, обычно там новости из сферы собственно государственной власти, а тут – отдельно взятой компании. С чего бы это?
Наверное, смысл новости так и не был бы понятен, если бы не сообщение чуть ниже. О том, что, в связи с уменьшением пассажиропотока, фирменный поезд «Лотос» будет ходить не через день, а по определённым числам месяца. Эту весть, конечно же, нельзя было не прикрыть оптимистичными цифрами, вот потому, видимо, и вставили после неё новость о 312 тысячах пассажиров. Как бы, радостно, нигде же не сказано, сколько было перевезено в прошлом, сколько в позапрошлом годах… А 312 тысяч – вроде бы половина города, вроде бы даже много.
Тем не менее, это хороший повод задуматься – почему, собственно, на нашей гордости - на фирменном поезде ездит всё меньше и меньше людей. Вот тут надо углубиться в историю. Буквально несколько лет назад, проезд в поезде (имеется в виду купейный вагон) обходился гораздо дешевле, чем полёт самолётом. В результате реорганизации АО «РЖД», повлекшей за собой отделение почти убыточного пассажирского сообщения от высокоприбыльного грузового, цены на билеты в поездах стали расти значительно быстрее. К чему это привело? А к тому, что сейчас полёт в самолёте, порой, стоит дешевле даже проезда в купейном вагоне обычного поезда, не говоря уж о фирменном. А, если учесть, что проезд в фирменном поезде до Москвы при разнице с обычным по времени всего в пару-тройку часов, зато в цене раза в полтора, то уже становится ясно, сколько людей им пользуется. Да и на практике это заметно: по оценкам очевидцев, вагоны даже летом ходили полупустые. Причём, не совсем ясно, откуда вообще берётся такая разница в цене. Вагоны вроде сейчас везде новые, неужели, это сервис столько стоит? И что интересно, при таком положении с ценами, президент АО «РЖД» в ведомственной газете рисует красивые перспективы высокоскоростных поездов, которые, по его словам, вытеснят самолёты. Не знаю, может, он вообще не в курсе цен, но ведь, вроде очевидно, что, если обычные поезда по стоимости догоняют самолёты, то уж высокоскоростные-то точно будут ещё дороже… И как же они тогда их вытеснять будут?
Кстати, на том же сайте появилась и новость о приходе на рынок пассажирских авиаперевозок в Астрахани новой компании, которая обещает низкие цены на полёты. Что ж, когда ажиотаж пройдёт, посмотрим, что там за компания и что там за цены. А то с понятием демпинг, я думаю, знакомы все – поначалу всегда цены низкие, а уж потом… Кстати, многие интересуются – действительно ли цена билета до Москвы составляет обещанные 250 рублей? Я пока не проверял, но как бы не получилось, как у многих компаний – когда в стоимость билета включена чуть ли не только стоимость его печати в типографии. А при покупке выясняется, что надо заплатить ещё кучу сборов, в том числе, например, отличилась одна авиакомпания, требующая заплатить отдельно даже за топливо.
Ещё одна новость, связанная с транспортом, на этот раз уже с городским, а не с междугородним. В очередной раз владельцы маршрутных такси решили повысить цены на проезд и обратились с этой просьбой к властям. Вообще, тема размера оплаты за проезд в маршрутных такси – очень интересная и противоречивая. Всегда удивляет то, что владельцы просят повысить цены сразу раза в полтора, сейчас, например, с 11 до 17. То ли тут срабатывает фраза из известного анекдота про то, что «всё равно урежут наполовину», то ли дело в жажде к личному обогащению – не разберёшься, однако, факт есть факт.
Вообще, повышение цен на маршрутки уже обрастает традициями. Не знаю, ждать ли их на этот раз, но обычно всё происходит по одному сценарию. Сначала практически все владельцы начинают резко жаловаться на то, что денег им катастрофически не хватает, хотя некоторые буквально за несколько дней до этого рассказывали байки о своих сверхприбылях. Потом, собравшись, они начинают раскручивать результаты каких-нибудь экспертиз. Естественно, что ни одна экспертиза не рассматривает результаты распространённого явления, называемого «перегруз», позволяющего внезапно увеличить пассажировместимость ГАЗели на ещё несколько человек. Хотя, тут надо отметить, что, когда в некоторых районах до сих пор ещё нет автобусов, а где они есть – они заканчивают ходить уж очень рано, перегруз – это спасение. Однако применяется он далеко не только в подобных случаях, а, порой, повсеместно. В общем, естественно, что экспертизы показывают чуть меньшую существующей прибыль, правительство это всё понимает и, в свою очередь, начинает уменьшать цены… В итоге – либо новые цены принимаются, либо остаются старые, владельцы маршруток временно затихают – и опять всё начинается сначала. На этот раз вроде обещают цен не поднимать, так что – ждём новый виток возмущений.
Кстати, совсем недавно в сети Интернет появилась фотография из Астрахани, на которой изображена маршрутка с отвалившимся на ходу задним мостом. И это не единственный случай, про наши маршрутки вообще ходят легенды в этом плане… Вот и думай теперь – то ли, с таким отношением к транспортным средствам, их владельцы не заслуживают никакого повышения цен, то ли наоборот – как раз низкими ценами эта невозможность нормального обслуживания и вызвана.
Среди новостей как-то незаметно промелькнула информация от регионального управления наркоконтроля о том, что в области сложилась тревожная ситуация с потреблением дезоморфина. А, между тем, новость серьёзная – вещество это получают из препаратов, которые находятся в свободной продаже в аптечных сетях, то есть, его даже транспортировать ниоткуда не надо. При этом, как понятно из названия, вещество относится к морфинам, которые являются наиболее опасными наркотиками. В принципе, наркоманы, которые «сидят» на таких веществах, практически не обладают надеждой на избавление от зависимости, а если и избавляются, то вред, нанесённый организму такими веществами, даёт очень малые шансы на нормальную жизнь в дальнейшем.
Вообще, в нашем регионе, как в любом южном регионе страны, количество употребляющих разнообразные наркотики всегда было выше среднего. Однако, одно дело конопля и меры по её покосу, предпринимаемые правительством, которые многие даже серьёзно не восприняли и совсем другое – такие опасные вещи, как морфины. А раз уж о проблеме заговорили на портале органов государственной власти – видимо, масштабы достигли определённых размеров. Что ж, остаётся только надеяться на благоразумие наших земляков.
Ну и, в завершение статьи, чуть более положительная новость. Как отметил на очередном заседании Правительства министр экономического развития Аскар Кабикеев, последние три месяца в экономике Астраханской области наблюдается стабилизация. Вообще, удивительно, если учесть так называемый «Астраханский кризис», наличие которого подтверждает то же самое министерство. Хотя, смотря что считать стабильным, ведь стояние на месте и даже плавное падение – тоже стабильность в каком-то смысле. Но по прогнозам ожидается рост. Интересно, за счёт чего?
Министр экономического развития сообщил, что в экономику Астраханской области внедряются нетипичные производства, которые отличаются от традиционных путей развития экономики региона. Возможно, это как раз и есть та самая возможность, которая позволит вывести нашу область из кризиса, ведь, как показывает практика, старые производства практически исчерпали себя. Увидим, что будет дальше.
Артём Хорьков,
"Факт и компромат" №32, октябрь 2009 г.