Все, думаю, хотят, чтобы публичная власть была как можно ближе к народу. А чтобы она не боялась встречаться с народом, об этом самом народе необходимо постоянно заботиться, проявлять инициативу, эффективно работать на благо общества, а не для собственного благополучия. К сожалению, частенько у чиновников во власти собственное обогащение, возможность «купаться в шоколаде» преобладают над государственными интересами!

Ближе всех к народу местная власть. Не случайно поэтому во время одной из встреч с начальником управления по взаимодействию с органами местного представительства власти на местах Вадимом Мониным как раз на этом сосредоточил своё внимание губернатор Александр Жилкин. Встречи с населением, по его мнению, одна из задач муниципальных служащих. Они должны проводиться регулярно, вне зависимости от различных кампаний. Предвыборных, например. При этом работа муниципалитетов, как, собственно, и других органов власти, должна быть прозрачной. Не прятаться от народа, а идти в народ – вот главное в действиях властей всех уровней. Правильнее, как говорится, не скажешь. Однако если сам губернатор с населением встречается довольно часто, его подчинённые в большинстве своём держатся от этого самого населения на почтенном расстоянии. Об этом свидетельствуют обращения граждан в вышестоящие органы. Об этом они заявляют при встрече с тем же губернатором, мэром. Почему-то получается, как у поэта Николая Некрасова в одном из стихотворений: вот приедет барин, барин нас рассудит. И действительно, чаще всего все проблемы решают только первые лица городской и региональной власти. А почему же чиновники пониже рангом бездействуют? Боятся, как бы не попасть впросак? Ведь за неправильное решение могут и по шапке дать. А то и мягкого кресла могут решить.

Казалось бы, трудна чиновничья доля: находиться как бы между двух огней. С одной стороны его работу держит на контроле чиновник выше рангом. С другой – простой народ, который его избирал в тот или иной орган власти, если это депутат. Пусть даже не депутат, а самый обычный клерк в каком-то учреждении. Почему же, окончив техникум, колледж, институт, выпускники не спешат на производство, а пытаются занять место в чиновничьем кабинете? А потом, по возможности, подняться повыше на карьерной лестнице. Может быть, привлекают начальнические зарплаты, социальные и пенсионные гарантии? Скорее всего, именно это. В подавляющем большинстве случаев помогает сделать жизнь слаще, хорошие знакомства, серьёзные связи. Короче говоря, блат. А коль есть блат, такому чиновнику бояться практически нечего. Вот он и ведёт себя по-хамски. А ведь порядок приёма на государеву службу для всех одинаков. Во всяком случае, должно так быть по закону. Например, указ президента Российской Федерации от первого февраля 2005 года гласит, что чиновников федеральной службы, как, впрочем, и региональной, и муниципальной тоже принимают на работу только по конкурсному отбору. Недавно, в конце января этого года, в названный указ были внесены некоторые изменения. Ими теперь при приёме на работу руководствуются во всех регионах. В том числе и в Астраханской области. Конкурсный отбор по-прежнему поставлен во главу угла. Кто более достоин из двадцати, скажем, претендентов на появившееся место – решает конкурсная комиссия. Но до этого на сайте государственного органа нужно разместить объявление о конкурсе, где размещаются все данные о конкурсанте. Объявления о конкурсе могут быть напечатаны в СМИ. Но это, оказывается, делать не обязательно. А лишь по желанию тех, кто объявляет конкурс.

В общем, процедура о приёме на работу и в первую очередь, на работу в федеральные органы власти и их подразделения в регионах, узаконена окончательно.

Для сведения. В Астраханской области по состоянию на первое сентября 2010 года насчитывалось федеральных служащих около четырёх тысяч человек. Ну а если быть точным – 3989 человек. В органах региональной исполнительной власти значилось 1429 человек, в администрациях муниципальных образований 2243 человека. Это данные Росстата.

В общем, штаты солидные. Тут бездельнику и лентяю уклониться от исполнения своих прямых обязанностей можно в два счёта. И никто даже не заметит. Так что сократить эти самые штаты на двадцать процентов можно безболезненно. Но до сокращения ли тут, если по данным того же Росстата в федеральных органах исполнительной власти насчитывалось 291 вакантное место, в региональных – 75, в муниципальных – 106? Нужно вакансии заполнять….

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 13, 11.05.11.