Старейшая общественная организация Астраханской области отмечает свой юбилей. Так получилось, что 130-летие Областного общества охотников совпало с 65-летием его председателя. Поэтому наша беседа с ним вдвойне знаменательна.

- Убежден, что только у истинных охотников есть прямая заинтересованность в сохранении охотничьих ресурсов и красоты нашей природы, - считает председатель правления Астраханской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» Александр Александрович ТАРАБАНОВСКИЙ.

Корр.: Как известно, общество охотников является генеральным охотпользователем. А что из себя представляет общество охотников сегодня?

А.А.Тарабановский: Мы ведем охотхозяйственную работу на 1231 тыс. га. Имеем 70 штатных и более 90 внештатных егерей. За счет регулирования численности рыбоядного хищника баклана за последние 5 лет мы спасли 350 тысяч центнеров рыбы. Наши охотничьи угодья ежегодно посещают до 40 тысяч граждан. Общество охотников проводит более 200 собраний, советов, заседаний правлений, встреч в городе Астрахани и населенных пунктах сельских районов, на которых красной нитью проходит тема защиты природы и уважительного к ней отношения.

В прошлом году мы заплатили 4,5 миллионов рублей налогов.

Корр.: Насколько велик потенциал охотхозяйств области?

А.А.Тарабановский: На сегодня охотпользователи обладают огромным хозяйственно-экономическим потенциалом. В их число входят наше облхотобщество, хозяйство «Лотос», «Динамо», «Военохота», «Дальний кордон», «Каралатское» и др. Введение с 2009 года единой формы путевки как бланка строгой отчетности дает вполне точную картину доходов от охоты и рыбалки по области. Охотхозяйства вполне состоятельны, чтобы выкупить рыболовную квоту в десять миллионов рублей и более. Вовлеченные средства в охотхозяйственную деятельность составляют 1,8-2 миллиарда рублей. Мне кажется, что охоторыболовную отрасль можно ввести в экономику области отдельном разделом.

Корр.: Вы привлекаете инвестиции?

А.А.Тарабановский: Обязательно! Общий объем привлеченных средств в охотничью отрасль облохотобщества составляет до 5 миллионов рублей. Львиную долю в них составляют инвестиции граждан.

По мере поддержки нашей отрасли и в соответствии с договорами о сотрудничестве с турфирмами охотничья отрасль через 2 года будет иметь 3,5-4 миллиарда рублей вовлеченных средств.

У населения высок уровень доверия к охоторганизациям и более 25 тысяч граждан напрямую заинтересованы в их успешной деятельности.

В нашей области порядка 4 миллионов 100 тысяч га охотугодий. Из них около 1 миллиона 600 тысяч га закреплены за охотпользователями. Для желающих вести хозяйство можно передать 1 миллион га продуктивных охотугодий.

Корр.: В настоящее время в туристической отрасли рыбалка и охота отделяются друг от друга. Но ведь они взаимосвязаны друг с другом.

А.А.Тарабановский: Если от охотничьей деятельности рыболовство не очень зависит, то от рыболовной деятельности охота во многом страдает и ухудшается. И главная причина в том, что охотничьи угодья охватывают реки, озера, поймы, дельты, то есть места гнездования птиц. И любители рыбалки создают для птиц фактор беспокойства.

Давно назрело решение - передать вопросы организации любительского рыболовства охотпользователям в границах охотничьих хозяйств. Это позволит упорядочить любительское рыболовство и пойдет на благо охотничьих и рыболовных ресурсов.

Корр.: Вы можете это обосновать?

А.А.Тарабановский: Конечно! Преимущества очевидны. Во-первых, увеличатся зоны покоя от рыбалки и охоты, птицы смогут безбоязненно гнездоваться, молодняк будет созревать, мальки смогут достигать половозрелого возраста. Во-вторых, определится единый ответчик за использование охотничьих и рыболовных ресурсов (в плане любительском) и отпадет чиновничий дележ рыболовных участков. Создастся единый пользователь охотничьих и рыболовных ресурсов, что упростит турфирмам получение права на рыбалку и охоту. Упростится взаимосвязь промысловых и любительских организаций.

А имеющийся технический парк автомобилей и водной техники для егерской службы вполне достаточны для ведения работы по организации охоты и рыболовства.

Корр.: Скажите, что, на Ваш взгляд, препятствует развитию охотничьей отрасли?

А.А. Тарабановский: Негативно влияют как объективные, так и субъективные факторы.

К объективным можно отнести потерю кормовой базы и зон покоя в западно-подстепных ильменях, подъем уровня Каспия. Образование обширной водопокрытой территории с благоприятными условиями покоя и хорошей кормовой базой в Казахстане. Также изменился маршрут пролета птиц из Сибири не через Каспий, а западней,

А субъективных гораздо больше, перечислю их:

-непризнание охотничьей отрасли в общей экономике области;

-осуществление охоты не только в хозяйствах охотпользователей, а практически на всей территории области;

-отсутствие эффективной нормативной базы для охоты, рыболовства, отдыха, туризма;

-бездействие в вопросе создания туристической рыболовной водной маршрутной карты по всей области;

-тенденция к созданию мелких охотничьих хозяйств обособленными группами людей;

-отсутствие согласований с охотпользователями при размещении строительных объектов;

-отсутствие согласований с охотпользователями при определении рыболовных участков.

А результат один - теряем уникальные охотничьи и рыболовные ресурсы.

Несправедливо было бы не назвать тех людей, которые вели и ведут вредную для общества политику, которые отдают рыболовные и охотничьи ресурсы лишь коммерсантам, а общественные организации считают ношей, которая не нужна. И они всяческими путями в разное время препятствовали развитию общества охотников. Это инспекторы Камнев Ю.П., Гидзевич ГЛ., Емелин Н.Ю.; чиновники Гай О.Ю., Сорокин В.К. (бывший глава Харабалинского района), нынешний глава Икрянинского района А. Блинков.

Корр.: Интересно, а в советские времена как выстраивались отношения между властью и обществом охотником?

А.А. Тарабановский: Хорошо помню, как в 1985-87 годах с помощью своих друзей по партии, сочувствующих охотников совершал неоднократные походы в обком партии, облисполком. И мы добились, что охотничьи хозяйства увеличили территориально и во всех районах с 600 тысяч га до 1200 тысяч га. Благосклонно относились к обществу первый секретарь обкома партии Л.А. Бородин и председатель облисполкома М.А.Тюрин. Заместитель председателя облисполкома Г.А. Цих вообще встал на позицию развития охотничьего хозяйства, как части отрасли сельского хозяйства. Помню, как он, выслушав все наши инициативы и предложения наладить работу в охотхозяйстве, первый раз за многолетнюю историю созвал всех заинтересованных лиц, посадил за... «парты» и заставил высказать свое мнение, как надо вести охотхозяйство области.

И это дало толчок к тому, чтобы все заинтересованные организации начали друг друга поддерживать. И мы не заставили себя долго ждать. Создали ондатровое хозяйство, заготавливали и обрабатывали пушнину, шили шапки, активно работали наши магазины в Лимане, Икряном, Ахтубинске, Камызяке, создали большую оружейную мастерскую, технически вооружались. Была атмосфера помощи со стороны государства. Имея неплохие финансовые ресурсы, общество стало строить егерские посты, базы. Можно было обратиться к руководителю любого ранга и всегда получить помощь.

Примечательно, что охотники-волчатники получали большие премии вплоть до автомашин. Обществом интересовались все: и партия, и народный контроль, и профсоюзы... Главное, спрашивали: чем нужно помочь? А это уже несказанно много.

Руководитель высокого ранга мог приехать в Облохотобщество и спросить, почему в столовых повара плохо готовят мясо баклана.

Вспомнил один случай. Наша уборщица тетя Дуся приготовила баклана и я пригласил начальника управления торговли. В конце трапезы я ему открыл секрет тети Дуси. Он так и не поверил, что это не утка, но тем не менее всем дал команду готовить баклана именно по такому рецепту.

Корр.: Отрадно, что в российском народном понимании слово «охотник» имеет второй смысл - ценитель и защитник природы, животных.

А.А. Тарабановский: Примеров заботы охотников и нашей общественной организации о сохранении животного мира очень много, это составная часть нашей деятельности.

Приведу маленький пример, отражающий психологию наших людей. В конце 80-х и начале 90-х астраханский егерь Антонина Тишкова без всяких обоснований и на добровольных началах выращивала и выпускала диких уток. Обратите внимание, диких уток!

С другой стороны, природа, водный и животный мир нередко требуют помощи от человека. У нас много баклана и давным-давно доказано, что он рыбоядный хищник. За сутки баклан съедает 1 кг рыбы. На территории Астраханской области в течение 240 дней зверствуют 100 тысяч голов баклана. Умножим 240 на 100 000 и выходит, что бакланы съедают 24 миллиона килограмм рыбы! Я, честно говоря, называю баклана летающим волком.

И есть, к сожалению, такие люди, которые считают, что баклан не вреден. Не вникая в суть проблемы, они лишь разглагольствуют о своей точке зрения. После перестройки возникли новые структуры, о которых мы и не мечтали - правозащитники, экологи, политологи и т.д. Наш бывший областной эколог Ю. Чуйков встал на защиту баклана и, по сути дела, более двух лет не было регулирования его численности. Дошло до того, что я на одном из заседаний предложил назвать его главным браконьером года. Конечно, были суды в пользу Чуйкова, но мы добились того, что численность баклана стали регулировать.

Корр.: Александр Александрович, насколько удается поддерживать баланс между воспроизводством биоресурсов и потоком туристов?

А.А. Тарабановский: 1 миллион 600 тысяч га угодий охотпользователей обеспечивают сейчас пропускную способность 20-25 тысяч охотников. Это соответствует требованиям охотоведческой науки и запросам туризма.

Облохотобщество заключило договоры с туристическими фирмами на сотрудничество по ведению охотничьих хозяйств и создало участки с егерским обслуживанием. Могу перечислить. В Черноярском районе с «НижневолжскАгро», в Енотаевском - с «Волгатур», «Высокий берег», Харабалинском - с «Титан-Сервис», базой «Генерал», «Дельта Ахтубы», в Ахтубинском - с ООО «Охотник», в Володарском - с ООО «Иголка», в Камызякском - с ООО «Пеликан», в Лиманском - с базой «Ковчег», ООО «Беляна», в Наримановском - с базой «Копейкин» и др. Договорные условия выгодны турфирмам, обществу, району. Самое главное - угодья не разрываются на мелкие поместья.

Отмечу, что Облохотобщество в полном объеме обеспечивает граждан и турфирмы путевками на охоту.

Изъятие охотничьих ресурсов не превышает 60 процентов от лимитов. Согласно учетным данным, запасы охотничьих ресурсов в течение последних 5 лет стабильны. Наше Облохотобщество по итогам 2007 года в Поволжской природно-экономической зоне заняло 2 место.

Охотничьи ресурсы стали объектом пристального внимания туристического бизнеса. В Астраханской области в охотничий сезон можно пострелять практически везде. Вместе с тем, охота на птицу, что традиционно для астраханцев, становится с каждым годом все более дорогим удовольствием.

Увы, естественное наступление человека на животный и растительный мир продолжается и мы у себя, в Астраханском крае, делаем все для того, чтобы смягчить последствия этого процесса. Охотникам есть над чем подумать. Но я убежден: пока мы вместе, в единой организации, есть все основания считать, что еще многие годы будет существовать великолепный вид отдыха - охота.

"Астраханский турист" №38, август 2009 г.