Вначале мы должны понять, есть ли у нас вообще трудовой кризис. На самом деле сегодня демографическая ситуация в России лучше, чем она была при Советском Союзе. Если говорить о балансе трудовой силы, то в 1970 году на тысячу работников в РСФСР приходилось 783 пенсионера и несовершеннолетних, в 1989-м году – 755, а в 2015-м – 713. Поэтому никакого глубокого дефицита рабочей силы в России сейчас не существует.
Есть ли при этом на рынке труда сложности с точки зрения работодателей? Безусловно есть, и связаны они с отсутствием достаточной квалификации среди людей рабочих профессий. Мы видим, что квалифицированные строители, или люди, занятые квалифицированным машинным трудом – это очень часто не российские работники, а работники из Армении, Молдавии, Белоруссии, Украины и т.д. Они делают работу лучше: может, не за счет образования, а за счет определенных профессиональных навыков и опыта. Соответственно, мы должны говорить о том, чтобы у нас работала отечественная система переподготовки и переквалификации рабочих кадров, которая на сегодняшний день в стране не функционирует.
Достаточно обратить внимание, что в сфере среднего специального образования в 2000 году федеральный бюджет финансировал 1 млн 100 тысяч мест, а сегодня финансирует лишь 300 тысяч, т.е. почти в 4 раза меньше. Соответственно, если мы не готовим свои кадры, то логично, что работодатели будут искать кадры за границей, в ближнем зарубежье.
Мигрант – это не враг, гастарбайтер – не разбойник, как любят рассказывать у нас с экранов телевизоров люди с какими-то полуфашистсткми взглядами. Но видеть в них альтернативу российской рабочей силе, безусловно, нельзя. У нас есть большие внутренние резервы на собственном рынке труда. И если мы хотим, чтобы этот рынок регулировался, мы должны быть заинтересованы в легализации трудовой миграции и в наказании работодателей, использующих нелегальный труд.
Посмотрите, какая ситуация сложилась на сегодня: у нас 8 млн иностранных рабочих, из которых только 1,5 млн – легальных. А с нелегальных мигрантов, как известно, не платятся налоги, они лишены элементарных прав, их нередко обманывают по зарплате, и неудивительно, что потом они выходят грабить прохожих. Поэтому надо наказывать работодателей за использование неофициального труда – причем, труда как иностранных работников, так и российских.
У нас не менее 25 млн российских граждан работают неофициально - без пенсионных гарантий, без достаточного медицинского обеспечения, без возможностей полноценного отдыха и т.д. Понятно, что этот подход качественно отличается от того, что в очередной раз советуют Кудрин и его команда. Ну какая может быть пропаганда миграции в российском обществе? Вот человеческое отношение – оно никогда и нигде не помешает.
Также бессмысленно ставить и вопрос и о контроле за миграцией. Контролировать надо использующих неофициальный труд работодателей, и штрафовать их хорошенечко, чтобы не показалось мало. Когда рабский труд будет невозможен и цена труда возрастет, тогда мало у кого получится привлекать людей за копейки из-за границы. Вряд ли такой механизм поддержат эксперты из центра господина Кудрина, который представляет как раз интересы работодателей.
Олег ШЕИН, депутат ГД РФ от Астраханской области, regions.ru