В Центральном доме журналиста 8 апреля состоялся круглый стол "Жилищное самоуправление: проблемы и перспективы". Присутствовавшие на нем представители органов законодательной власти, товариществ собственников жилья, правозащитники говорили о необходимости создания общероссийского движения в поддержку местного самоуправления в жилищной сфере. Один из участников мероприятия депутат Государственной думы от "Справедливой России", заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Олег Шеин по просьбе корреспондента Каспарова.Ru прокомментировал итоги круглого стола.

— Олег Васильевич, на круглом столе много говорилось о борьбе с липовыми ТСЖ. По-вашему, как с ними бороться?

— Борьба с липовыми ТСЖ — это путь в никуда. Нельзя сражаться с чем-то, не предлагая ничего взамен. При всем моем критическом отношении в Жилищному кодексу РФ он все же дает широкие возможности для реализации жилищного самоуправления в виде создания ТСЖ, домовых комитетов и различных его форм. Поддержкой этих инициатив мы занимаемся давно. В Астрахани в 2007 году прошел Конгресс российского жилищного движения, на котором собралось более 300 делегатов из примерно 40 регионов страны. Мы постоянно проводим аналогичные мероприятия на региональном уровне. Во многих регионах существуют ассоциации ТСЖ, ассоциации жилищных инициатив, ассоциации жилищного самоуправления. Нам всем, активистам, нужно лучше работать, чтобы из этих ассоциаций сформировать реальное общероссийское движение.

— Кто может возглавить эту работу?

— В этой работе могут принять участие все желающие. Лично я проблемами жилищного самоуправления постоянно занимаюсь. Журнал "Председатель ТСЖ" выходит при поддержке нашей партии, а его главный редактор является моим помощником. Сотрудники этого журнала работают как специалисты по этому направлению. Мы не ставим цель никоим образом манипулировать этим общественным движением. Мы не требуем, чтобы его участники вступали в партию и поддерживали нас на выборах. У нас разумный подход. Мы исходим из того, что если в стране развиваются инициативы, то меняется и общеполитическая ситуация. Если мы помогаем людям, то надеемся, что, когда дойдет до избирательных кампаний, они нам тоже помогут. Они будут видеть, что поддержка политической организации реальна. Мы не ставим цель, как наши коллеги из КПРФ, иметь при себе общественные организации. Все общественные организации — это просто наши партнеры и товарищи.

— Что мешает созданию общероссийского объединения в поддержку жилищного самоуправления?

— Любая работа становится оптимальной по мере ее реализации. По мере того как появляются новые активисты, появляются новые ресурсы и возможности. Для того чтобы создать движение, нужна большая организационная работа. Сегодня уже все активисты ТСЖ созревают до мысли о необходимости создания реальных ассоциаций. Особенно в свете создания липовых ТСЖ, при помощи которых пытаются раздавить настоящие ТСЖ. Нужен хороший сайт по проблемам жилищного самоуправления. В своей партийной газете мы обязательно заведем страничку жилищной инициативы. Есть, конечно, и финансовые проблемы, не без того, но они решаемы.

— Как вы считаете, может ли оппозиция объединиться на почве поддержки развития жилищного самоуправления?

— Я бы критично отнесся к участию в этом деле двух других партий. Жилищное самоуправление — это не тема ЛДПР, для этой партии важны другие ценности. Она преследует другие цели. Я не думаю, что здесь можно договориться с КПРФ, потому что для нее нет никогда союзников и партнеров. КПРФ всегда строит свою работу на соподчинении. Нам приходилось это наблюдать еще в 90-е годы. Что касается внесистемной оппозиции, то взаимодействие возможно. В частности, два месяца назад в Калининграде были четко продемонстрированы возможности совместной работы. Я очень критично отношусь к Борису Немцову и к руководству внесистемной оппозиции, но я считаю, что в активах на местах много умных порядочных людей, которые стремятся к тому, чтобы страну сделать другой, комфортной для обычного человека.

— Чьи интересы сталкиваются при развитии форм местного самоуправления?

— Речь идет о гигантских деньгах, которые вращаются в этой сфере. Поскольку у нас есть партия начальников — мы все знаем, как она называется, — по ее линии идет административное давление на реальные жилищные инициативы. Формируется мафиозная система, которая готова прибегать к преступным методам, потому что в сфере ЖКХ вращается 4 триллиона рублей. ЖКХ — это огромные возможности для того, чтобы положить в свой карман деньги, выделенные из бюджета на ремонт жилья, теплотрасс и т. д. Например, я был в небольшом городке Урала Североуральске, так вот в нем, где у людей нет тепла, председатель теплоснабжающей компании купил замок в Чехии и дом в Италии. В свое время Галина Хованская, будучи депутатом Московской городской думы, потребовала у компании «Мосгортепло» дать расшифровку тарифа на теплоэнергию и установила, что в него включены затраты на отдых сотрудников и их семей на море, в оздоровительных лагерях и прочее, прочее. Если убрать все эти вещи, то тарифы могли быть значительно ниже.

— Получается, что способов обогатиться за счет граждан в сфере ЖКХ масса...

— Действительно масса. Например, есть нормативы потребления и есть приборы учета. С жителей собирают по нормативам, потом должна проводиться сверка между тем, сколько собрали и сколько реально потребили тепла. В случае переплаты гражданам эту сумму должны вычесть из будущих платежей. По официальной информации за 2008 год, такая переплата составила 8 миллиардов рублей. Но эти деньги коммунальщики отдавать не хотят. Если бы дома управлялись не липовыми ТСЖ, а реальными, когда управляющие избираются из числа жителей и потому заинтересованы в их защите, они бы потребовали возврат платежей. Председатели ЖСК этого добиваются. Там старые кадры, знающие свои права и обязанности. По ТСЖ таких случаев нет.

— Как вы считаете, насколько было обосновано очередное повышение тарифов?

— Законодательство установило планку, что тарифы могут быть повышены только на 25 процентов. Эта цифра взята с потолка. В Москве, чтобы удовлетворить полностью аппетиты коммунальщиков, правительство Москвы в эти 25 процентов не включило стоимость услуг банка, а разрешило ему накручивать 3 процента сверху. Ранее управляющие компании оплачивали эту услугу из своей прибыли, а теперь она переложена на собственника. Это один из примеров незаконного оброка. Мы живем в правовом поле. У жителя должен быть выбор. Если вы хотите собрать с меня деньги, то посадите кассира в моем подъезде. Пусть собирают наличные без трех процентов. Это нарушение моих прав, навязывание мне услуг банка, о которых никто не просил.

— Как, по-вашему, могут ли современные технологии финансовых расчетов полностью избавить граждан от коммунальной посреднической "мафии"?

— Это реально организовать, но кто-то должен подумать о народе. А зачем думать себе в убыток? Тех, кто хочет кормиться за счет народа, хватает. Бороться с этим надо, но где только взять столько Зой Космодемьянских и Александров Матросовых? Ведь это очень опасно. Людям угрожают, когда они покушаются на чей-то кусок хлеба с маслом и запрещенной икрой. Как известно, нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли.

Ольга Гуленок,

kasparov.ru