Пару дней назад я обещал высказать мнение по программе развития Астраханской области - 2035. Детально сейчас не распишу, потому как ларингит не способствует долгой концентрации, но на паре примеров поясню свою мысль.
Программа развития - это не перечень расходных статей бюджета. И это не приказы промышленности, поскольку она у нас в частной собственности. Это в первую очередь способность власти спрогнозировать внешние изменения и с использованием косвенных ресурсов максимально адаптироваться к ним, а где-то и повлиять на них.
Например, возьмем производство. На сайте Минэкономики области речь идет о развитии ТЭК. На пятилетку это годится. Но на 15 лет? - энергопотребление в Европе с 2005 года сократилось примерно на 15%, к началу 30-х годов ожидается массовый вывод из эксплуатации машин с ДВС, Астраханская область уже стала энергодостаточной и для собственного потребления мы уже вышли на потолок, а соседний кавказский рынок требует инвестиций в ЛЭП и, скорее всего, к 30-м годам тоже не будет испытывать энергетического дефицита. Очевидно, что требуется диверсификация и переход на более технологически емкие производства. Говорить о развитии ТЭК и миллионах тонн нефти в перспективе на 30-е годы весьма ошибочно. Большой вопрос чем все это замещать, но это означает, что и задачей надо ставить не развитие ТЭК (его и без областного правительства разовьют Миллер и Алекперов), а об избавлении региона от узкой нефтегазовой специализации.
Второй пример: по строительству детских садов. Рождаемость в стране за два года упала на 15%. То есть, очень скоро будет избыток мест с действующих детсадах. Не везде, понятно, будут кварталы, где новые садики окажутся востребованы, но общая картина иная. Нужны меры по поощрению рождаемости. Они стоят денег. Скажем, на Сахалине в полумиллионной области успешная программа стоит 5 млрд. в год. Наш бюджет вчетверо меньше, а бюджетная обеспеченность ниже в восемь раз. Но требуются социальные программы поддержки материнства и детства, основанные на современных европейских (да, да, именно европейских, особенно французских и северных) и российских социальных программах. В прогноз надо ставить коэффициент фертильности. А потом уже про детсады с умным планированием их развития, которое должно следовать за рождаемостью, благо, временной лаг это позволяет делать.
Эта два примера. А их можно приводить десятками. Именно при таком подходе план развития будет отличаться от очередных прожектов, коих мы видали много, взять хотя бы фантазии из плана 2020. Помните такой?
Олег ШЕИН, депутат Госдумы России