На прошлой неделе стало известно, что волгоградская компания «Омни Транс», получившая в прошлом году контракт на обслуживание трех маршрутов в Астрахани, отказывается от их обслуживания. Главная причина — многомиллионные убытки, в которых мэрия винит мелких перевозчиков, отказавшихся уйти с проигранных маршрутов.

Вчера стало известно, что весь подвижной состав «Омни Транса» будет передан в аренду мэрии. По сути, речь идет о создании крупнейшего в городе муниципального пассажирского перевозчика, который в перспективе сможет составить серьезную конкуренцию всем частным извозчикам.

НЕ ВЫДЕРЖАЛИ КОНКУРЕНЦИИ

На прошлой неделе появилась новость о том, что волгоградская компания «Омни Транс», прославившаяся скандальным приходом на астраханский рынок в 2012 году (вытесненные ею частники отказались уходить с насиженных маршрутов и начали судиться с мэрией), решила прекратить работу в Астрахани. Напомним, эта компания выиграла конкурс на обслуживание маршрутов №№ 1с, 63с и 64с и вывела на улицы Астрахани оранжевые «Волгабусы». А сами конкурсы проводились мэрией в рамках исполнения программы реформирования маршрутной сети. Программа, разработанная на основе заключения исследования московского института автотранспорта, предполагала постепенно замещение малых автобусов на автобусы средней вместимости. Таким образом решались две большие проблемы: пробок в городе и удобства обслуживания пассажиров. Не говоря о мелких — аварийности маршруток, отсутствии контроля, частом нарушении со стороны водителей «Газелей» условий перевозок, графике работы и т.д.

ГУДБАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС!

Новость об уходе «Омни Транса» для всех стала неожиданностью. Однако уже через неделю стало известно, что на обслуживании маршрутов уход перевозчика не отразится. Вчера мэр Астрахани Михаил Столяров и начальник управления городского транспорта и пассажирских перевозок Алексей Макеев провели официальную пресс-конференцию, на которой рассказали о планах мэрии по решению проблемы.

По словам Михаила Столярова, в результате «непростых переговоров» удалось уговорить «Омни Транс» пока не уходить с маршрутов. За это время мэрия планирует занять освобождающуюся нишу. «У нас есть муниципальное троллейбусное предприятие, в парке которого 20 троллейбусов, — пояснил Михаил Столяров. — Из них восемь куплены в 2010 году, а остальные — на закате советской власти. Старые машины выходят из строя, купить новые — а стоимость одного порядка 8 миллионов — бюджет не в состоянии.

Контактная, кабельная сети, подстанции также имеют 80-процентный износ. Учитывая это, а также проанализировав ситуацию на дорогах Астрахани, мы пришли к выводу, что развивать троллейбусную сеть не совсем правильно». Таким образом, мэрия планирует взять в аренду «Волгабусы» и постепенно заменить ими выходящие из строя троллейбусы.

По словам Михаила Столярова, в этом году планируется взять сто автобусов, а в следующем году довести их число до 200. При этом транспорт планируется брать в лизинг на пять лет под 12-13% при базовой цене 1,7 млн рублей. На фоне разговоров о том, что в городском бюджете нет средств на какие-либо расходы, кроме обязательных, возникает вопрос: откуда возьмутся средства? Как пояснил Михаил Столяров, это будут средства, «сэкономленные» на дотациях МУ АТП. «В 2011-2012 годах дотации троллейбусному предприятию составляли порядка 69 млн рублей, — сообщил мэр. — В этом году они уменьшены до 39 миллионов. Эти 30 миллионов и будут использованы для аренды автобусов». В дальнейшем, если будет прибыль, по словам мэра, она также пойдет на развитие муниципального автобусного парка.

ПРИБЫЛЬ ИДЕТ НА УБЫЛЬ

Арендой автобусов мэрия планирует решить две проблемы: поддержать на плаву загибающееся МУ АТП и создать муниципальный транспорт. «Развивать муниципальный транспорт необходимо, — уверен Михаил Столяров. — Потому что — выгодно это или невыгодно - он будет работать». Впрочем, компанию «Омни Транс» в мэрии не винят в том, что она ушла с рынка. «На их месте любой столкнулся бы с теми же трудностями в виде недобросовестной конкуренции, и результат был бы тот же», -- уверен градоначальник. На вопрос, что же мешает навести порядок на муниципальных маршрутах и убрать «Газели», работающие, по мнению мэрии, незаконно, чиновники отвечают: отсутствие понимания со стороны контролирующих органов.

Между тем у астраханских предпринимателей на этот счет своя точка зрения. «Когда нас пытались выгнать с маршрута и затеяли эксперимент с «Омни Транс», мы знали заранее, что он провалится, потому что при тарифе 14 рублей (а для автобусов — 13 рублей) они не смогут окупиться и тем более получить прибыль», — говорит юрист Региональной ассоциации автотранспортников (РАСА) Ольга Воронькова, представляющая интересы предпринимателей. По ее словам, сегодня бизнес пассажирских перевозок далеко не так прибылен, как несколько лет назад. «По расчетам астраханского таксопарка, минимальная рентабельность возможна при тарифе 18 рублей, — говорит она. — И эти расчеты делались без учета новшеств этого года: с января налоговая нагрузка возросла — отчисления в ПФР выросли в два раза, ЕНВД — более чем на 10%, появился новый вид обязательного страхования (страхование пассажиров), нас обязали устанавливать ГЛОНАС. Расходы возросли, а прибыль идет на спад».

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 3, 30.01.2013 г.