В последнее время астраханские интернет-пользователи все чаще покупают товары в интернете. Наш регион шагает в ногу с мировыми тенденциями. Причем делает семимильные шаги.

Еще лет десять назад даже представить было невозможно, что в Астрахани можно что-то купить в интернет-магазине. В московских – да. В заграничных – пожалуйста. Но только не в местных. Потому что их попросту не было. Зато теперь объем товаров и услуг, реализуемых посредством «мировой паутины», растет, как на дрожжах.

Из прошлого в настоящее

Десять лет тому назад один астраханец решил купить себе фотоаппарат. Обошел все местные магазины, но нужной модели не обнаружил. Тогда решил поискать в интернете. Вышел на сайт московского онлайн-магазина, сделал заказ. Но остановился перед сложным выбором.

Что предпочесть: услуги «Почты России» (дешевле, но слишком много рисков при доставке хрупкого товара, а еще ждать почти месяц) или курьерскую доставку (намного надежнее, но и дороже, зато товар привезут через три дня)? В результате выбрал второе, переплатив около 20% от стоимости фотоаппарата.

Были и другие сложности в те времена, когда онлайн-торговля только развивалась. Не надеясь на честность покупателей, большинство продавцов требовали стопроцентную предоплату. Чтобы сделать заказ, требовалось пойти в банк и перевести деньги. То есть терялся основной смысл интернет-шоппинга: покупать не выходя из дома.

Происходило это и потому, что в России находились в зачаточном состоянии системы платежных систем: PayPal, WebMoney, Яндекс.деньги, QIWI и другие; не был развит интернет-банкинг. Поэтому практически все покупки совершались посредством обычных денежных переводов. Лишь с развитием названных методов финансовых транзакций стало возможным расходовать деньги в режиме онлайн.

Сегодня в Астрахани, не выходя из дома, можно купить многое. Продукты, бытовую химию, одежду и обувь, сложную электронику и бытовые приборы, даже строительные материалы. Но у каждого из вида покупок есть свои достоинства и недостатки. Попробуем разобраться. Благо, опыт накоплен немалый.

Тривиальная вкусняшка

Покупать продукты по интернету – одно удовольствие. Сиди себе, кликай «мышкой» по группам товаров, выбирай количество, оплачивай сразу онлайн или наличкой, когда курьер все доставит. Система проста: делаешь заказ, затем с тобой связывается менеджер и оговаривает детали. Например, на сайте может не оказаться того сорта колбасы, который вы отметили. «Можно ли заменить на другой и на какой именно?», - поинтересуется сотрудник магазина.

Подводные камни же таковы. Онлайн-магазины стараются, дабы снизить издержки, продать товары со сроком годности, который вот-вот истечет. То есть не все товары таковы, конечно. Но будьте внимательны. А еще покупателям трудно проследить вес того, что вам привезли. Например, вы заказали шесть килограммов моркови. Вам ее привезут в пакете.

Проверять будете? Безмен достанете с полки? Очень редкий покупатель так сделает. Между тем, как говорится, доверяй, но проверяй. Уж слишком велико искушение не доложить несколько сот граммов. Особенно когда у вас заказ большой. Кстати, о величинах. Интернет-магазины утверждают, что доставят вам все бесплатно, если общая сумма заказа свыше определенной суммы. Двух тысяч рублей, например.

Не будьте наивными. Это не скидка. Вернее, лишь ее видимость. Все включено в стоимость товара. Можете проверить сами. Покупать продукты в интернете – не значит экономить. То, что можно приобрести в супермаркете, существенно дешевле. С другой стороны, что вы хотите? Вам же никуда ездить не нужно.

Дорогой стойматериал

Можно в Астрахани и строительные материалы по интернету купить. «Как в лучших домах Европы, - скажете вы. – Настоящий сервис!». Действительно, на первый взгляд выглядит именно так. Но если присмотреться, то оказывается, что этот вид онлайн-шопинга один из наименее практичных. И вот почему.

Практически все магазины в Астрахани, торгующие стройматериалами, указывают минимальную скидку при покупке онлайн. Процентов пять, не больше. Мелочь, а приятно. Если бы не все остальное. Дело в том, что супермаркеты предлагают доставку заказанного по интернету товара только до подъезда. Это означает, что в указанное вами время к дому подъедет грузовик с вашим товаром. Внутри машины – только водитель. Никаких грузчиков. Они остались в магазине. Вам же привезли, скажем, десять листов гипсокартона.

Тут начинается самое интересное. Водитель вам покажет на листы и скажет: выгружайте, мол. Ваша растерянность на лице нарисована. Вы-то думали, что будет сервис, а его в помине нет! Выхода два: либо самому надрываться, либо договариваться с водителем, чтобы побыл – вместе с вами в одной упряжке – грузчиком.

За это, в зависимости от объема работы, он может потребовать от 200 до 1000 рублей. Конечно, иногда магазины предлагают доставку до квартиры. Но просят по 250 рублей за один этаж (стоимость стандартного листа гипсокартона, кстати). Вот и выходит, что за подъем на 9 этаж ваша покупка обойдется в две с лишним тысячи рублей. Круто, правда? Не проще ли в таком случае позвать друзей и родственников и съездить в магазин самому?

Удобные новинки

Еще одна разновидность астраханского онлайн-шопинга – это приобретение электроники и бытовых приборов. Здесь преимущества интернет-торговли ощущаются уже намного отчетливее. Даже несмотря на то, что особых скидок продавцы также не предлагают. Но есть другие «плюсы».

Можно сидя дома выбрать нужную модель, сравнив ее со многими другими по характеристикам. Найти магазин, где дешевле всего. Пообщаться с менеджером и узнать особенности работы какого-либо агрегата. На примере одного местного жителя, купившего компьютер по интернету в астраханском магазине, подтвердим: удобно.

Хотя, конечно, справедливости ради надо заметить: если бы покупал где-нибудь за границей, обошлось значительно дешевле. Но, как говорится, за сервис надо платить. И еще важное обстоятельство: гарантия. Если заграничный товар сломается, придется нести его на почту и отправлять обратно с минимумом шансов увидеть снова. Когда покупаешь в своем городе, все намного проще.

Поэтому самый, пожалуй, удобный и безопасный вид покупок по интернету – одежда. Например, один из магазинов предлагает очень удобный метод: вы заказываете на сайте несколько моделей одежды разных размеров и типов. Вам все это привозят, вы сразу примеряете, выбираете нужное, оплачиваете и готово. Причем совершенно бесплатно.

Называть магазин не будем, чтобы не делать ему рекламу. В нашей газете за нее принято платить. Это бизнес, ничего личного. Но факт остается фактом: продавцы одежды пошли дальше своих коллег, сделав онлайн-покупки самыми привлекательными.

Как сэкономить?

Астраханские интернет-пользователи в этом вопросе переняли опыт более опытных московских шопоголиков. Общее название метода – «совместные покупки». Действует при покупке товаров за границей. Кооперироваться в пределах одного города, сами понимаете, смысла нет, поскольку оптом местные интернет-магазины практически не торгуют.

Итак, представим, что вы решили приобрести за границей какую-то вещь. Ее розничная цена составляет около пяти тысяч рублей. Как сэкономить? Заходим на сайт совместных покупок (либо в группу в социальной сети). Модератор объявляет, что в зарубежном магазине «N» есть товары по такой-то цене.

Чтобы сэкономить, набирается группа желающих сделать покупки. Модератор собирает деньги, формирует оптовый заказ (на который предусмотрены большие скидки), затем направляет его в магазин и ждет получения товара. После идет на почту и рассылает их пользователям. Таким образом, куртка розничной стоимостью в семь тысяч рублей может обойтись каждому покупателю в три-четыре тысячи.

Судя по тому, как стремительно развивается интернет-шопинг, положительных моментов в нем все-таки больше. Как показывает статистика, объем рынка электронной коммерции в России за 2012 год составил 405 млрд. рублей. Интернет-рынок в России после кризиса в 2009 году рос на 25-35% в год, традиционная розница — на 5-15%. По прогнозам экспертов, рост электронной торговли в РФ опередит традиционную розницу на 12%.

Астраханский интернет-шопинг, делаем мы общий вывод, пока не слишком развит. Те, кто пытается продвигать в нем свои проекты, пока на стадии первоначального накопления капитала, потому ни особых скидок, ни иных привилегий постоянным покупателям не гарантируют.

Ничего, мы подождем. Мы терпеливые. Ведь столько лет жили без такой интересной возможности. Хотя к хорошему привыкаешь быстро. И редкий человек захочет стоять в длиннющей очереди какого-нибудь гипермаркета, если однажды ему домой доставили несколько сумок, тяжело груженых продуктами и бытовой химией. Пусть и несколько дороже. Зато столько времени и сил сэкономлено! В этом и есть главный плюс интернет-шопинга по-астрахански.

Александра Покупкина,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 44 (554), 15.11.2013 г.