От заголовков в местной прессе холодок пробегает по коже: «Овощерезка раздробила женщине кисть руки», «В вагончике для рабочих взорвался газ. Пострадали трое», «По вине предпринимателя погиб рабочий». Можно продолжить. Но я не буду этого делать, потому что чем больше читаешь заметки на данную тему, тем больше понимаешь, как мало внимания уделяется на предприятиях Каспийской столицы охране и безопасности труда.
Много несчастных случаев и чрезвычайных происшествий происходит на транспорте. Особенно на железнодорожных переездах. И уж куда бы ни шло, а то ведь переезды в большинстве своём оборудованы и световой, и звуковой сигнализацией. Не всё ладно с техникой безопасности на морском и речном транспорте. Не могу конкретно сказать, что делается для реализации программ последовательного улучшения условий труда работников водного транспорта, а вот Приволжская железная дорога и, в частности, её астраханское отделение, на эти цели расходуют огромные средства. Несколько последних лет они исчисляются огромными суммами, которые тратятся на приобретение оборудования, обеспечивающее вибрационную и шумовую защиту кабин путейских машин, грузоподъёмных кранов. Значительные средства тратятся на оснащение диспетчерских пунктов радиосвязью, на другие неотложные цели.
По статистическим данным, в России каждый третий человек трудится на опасном или вредном производстве. И очень печально, что ежегодно на рабочих местах погибает по 4-4,5 тысячи человек. И в несколько раз больше травмируются и становятся инвалидами. По сообщениям регионального отделения Фонда социального страхования в Астраханской области в 2011 году погибло 31 человек, в 2010 году 33 человека. Практически такая же ситуация сохранялась и все последующие годы. Больше всего жертв и несчастных случаев с тяжёлыми последствиями отмечается в строительстве, судостроении и судоремонте, в сфере ЖКХ. Главной причиной всех чрезвычайных происшествий является так называемый человеческий фактор, несоблюдение правил техники безопасности. И особо хочется подчеркнуть, что чаще всего оказываются в сложной ситуации по причине опьянения. И чего греха таить, серьёзную опасность для работающих представляет устаревшее и изношенное оборудование. Но какими бы ни были причины несчастных случаев, ответственность за них несёт, в первую очередь, работодатель. И не удивительно, что некоторые работодатели всё делают для того, чтобы о происшествиях на производстве не знали в соответствующих органах. Нередко работодатели даже идут на различного рода запугивания пострадавших. И вот тут нельзя не сослаться на зарубежный опыт. Там строго наказывают работодателей в случае несчастья или смерти работника. Нам бы такие правила и законы.
В России проблему производственного травматизма в последние годы стали решать путём ужесточения наказания тех, по чьей вине произошло ЧП. Для этой цели ведена аттестация рабочих мест, соответствие их необходимым требованиям безопасности. Предусмотрено получение некоторых скидок предприятиям по взносам за травматизм, если они своевременно предоставят в Фонд социального страхования сведения о результатах аттестации рабочих мест.
А вот работодателей, не соблюдающих условия охраны труда и техники безопасности и наплевательски относящихся к аттестации, ждут серьёзные наказания. Штрафы, которые на них накладывают, выросли в несколько раз. Но и это им не помеха. Многие не очень торопятся аттестовать места, где работают люди, что нередко приводит к печальным последствиям.
Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» все работодатели обязаны отчислять в Фонд социального страхования специальные взносы. Они зависят от уровня опасности производства и заработной платы каждого работника и определяются в процентном отношении от двух до восьми процентов. Если производственная травма не серьёзная, её оплачивает государство. Но только лишь временную нетрудоспособность в размере 100-процентного замещения заработка. Оплата всех других компенсаций за счёт государственного фонда социального страхования не положена. Её можно взыскать с работодателя, да и то в основном через суд.
Есть и иной выход. Это «любовная» договорённость. Или по-простому: работодатель добровольно берёт на себя затраты пострадавшего на себя. Ну а уж если произошёл серьёзный несчастный случай, после которого пострадавший не может продолжать работу и считается нетрудоспособным. Тогда ему положены единовременная и ежемесячная выплаты. К сожалению, они не очень велики. И за последние годы менялись несколько раз. Но не значительно. И получается, что жизнь рабочего человека в нашей стране ценится недорого. В 2012 году, например, фиксированная сумма возмещения составляла 64 тысячи рублей.
Есть данные, что наша страна по уровню производственного травматизма впереди планеты всей. У нас каждые полтора часа на рабочем месте погибает человек, а каждые три минуты получает ту или иную травму. В Астраханской области число пострадавших на производстве в рабочее время довольно высокое. И все последние годы довольно стабильное.
Борис Волжский, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 09 (619), 13.03.2015 г.