Опера «Леди Макбет Мценского уезда» станет откровением для астраханских зрителей

Астраханский государственный театр оперы и балета готовится представить публике заключительную премьеру сезона – оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. Выдающийся композитор ХХ века создал музыкальный шедевр по повести Николая Лескова о роковой страсти Катерины Измайловой. Необузданная стихия чувств превращает скучающую молодую помещицу в серийную убийцу, готовую положить на алтарь наваждения не только свою, но и чужие жизни.

Накануне премьеры AST-NEWS.ru пришёл в театр.

photo_2025-06-03_11-11-10.jpg

Заглянули в пошивочные цеха, где шли последние приготовления к спектаклю, поговорили с главным режиссёром АГТОиБ Алексеем Смирновым и с исполнителями главных партий – солисткой Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Дарьей Филипповой и ведущим солистом «Геликон-оперы», приглашённым солистом Большого театра, заслуженным артистом РФ Дмитрием Скориковым.

photo_2025-06-03_11-11-07.jpg

На сцене АГТОиБ спектакль с возрастным цензом 18+ появился впервые...

Алексей Смирнов: Да, это действительно необычная история для нашего театра. У нас была возможность сделать спектакль 16+, но произведение рассчитано на взрослого зрителя. Сюжет повествует о судьбе женщины, терпящей домашнее насилие внутри деспотичного быта. Эта тема была актуальна во времена Лескова, затем – Шостаковича, так и сегодня. Размышлять о столь серьёзных вещах, наблюдая за героями, несовершеннолетние не способны.

– Как сочетается сложная музыка Шостаковича с сюжетом в стилистике триллера?

– Музыка ХХ века и более близкие к нам по времени произведения помогают раскрыть грани понимания образов во многом более понятным нам языком, чем музыка, написанная в XVIII-XIX веках. Произведения Шостаковича плотно переплетены с психологическим состоянием героев. Дмитрий Дмитриевич уже жил в эпоху кино и работал в жанре киномузыки. Во многом партитура оперы учитывает зрительский и слушательский опыт восприятия, существовавший в ХХ веке, немногим отличавшимся от нынешнего понимания музыки. Слушая звуковые дорожки к тому или иному современному фильму, можно встретить произведения как электронные, так и симфонические, написанные сложным музыкальным языком.

Каждая нота в «Леди Макбет» находится в тесном переплетении со словом и ситуацией. Это не музыка для красоты, как было в предыдущих эпохах развития оперы. Это музыка действия, которая воспринимается современным зрителем – даже тем, кто привык к чуть более мелодичным высказываниям. Не вижу проблемы с восприятием, поскольку текст звучит на русском языке, понятен и сюжет. Напряжённая музыка используется только в соответствующих ситуациях, которая в совокупности с красивыми лирическими моментами составляет единую музыкальную ткань спектакля.

Как показал опыт прошлого сезона, когда мы делали оперу «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, астраханский зритель готов к восприятию нестандартного музыкального языка.

– У оперы Шостаковича очень сложная сценическая судьба и несколько редакций. Почему вы остановились на первоначальной версии произведения?

– Сам композитор говорил, что ему нравится вторая редакция 1955 года, но, на наш взгляд, либретто и партитура 1932 года более точно отражают видение его сюжета Лескова. Первая редакция – более резкая и смелая, созданная Шостаковичем в молодые годы. Мы с дирижёром-постановщиком спектакля Валерием Ворониным остановились именно на первоначальной версии. «Леди Макбет Мценского уезда» – великая партитура ХХ века, играющаяся по всему миру, в основном в первой редакции.

– К каким режиссёрским приёмам вы прибегали, чтобы сделать эту историю зрелищной?

– Никогда не ставлю перед собой цели сделать зрелищный спектакль, он таким будет априори. Моя основная режиссёрская задача – постижение темы и образов, конструирование пространства спектакля, которые стараюсь делать непохожими друг на друга, прибегая к новым приёмам. Предстоящая премьера подразумевает телесное насилие и жёсткость, к чему ранее я не прибегал в своих постановках в таком объёме.

– Над спектаклем работает хорошо знакомая вам постановочная команда?

– Не совсем так. Для этого названия мы начали сотрудничать с художником-постановщиком Евгенией Шутиной, которая много и успешно работает со столичными драматическими театрами, в Астрахани состоится её оперный дебют. Мне показалось, что партитура Шостаковича и вся эта тема хорошо резонирует с её пониманием сценографии. В моём режиссёрском багаже таких визуальных спектаклей ранее не было. Также впервые работаю с художником по свету Андреем Абрамовым. Художником по костюмам выступила Елена Бодрова, с которой мы много и плодотворно сотрудничаем, как и с ассистентом по пластике Ильёй Саушкиным.

Приглашаю зрителей на премьеру, ведь ничего подобного на астраханской сцене никогда не было.

photo_2025-06-03_11-11-08.jpg

Партию Катерины Измайловой на премьере исполнит солистка МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, сопрано Дарья Филиппова.

– Для вас предстоящая премьера в столь непростом образе станет дебютом?

– Ранее исполняла только дуэт с Зиновием Борисовичем, поэтому роль Катерины Львовны в полном объёме станет моей личной премьерой. Несмотря на то, что все партии для моего типа голоса сложные, партия Катерины Измайловой требует особого подхода. В эмоциональных всплесках, где моя героиня кричит, используется очень высокая тесситура. Роль большая, приходится следить за состоянием голоса, не позволяя сходить с вокальной стези, переходя на драматический крик. Прописанные Шостаковичем нюансы необходимо передать тембром голоса, используя все имеющиеся краски, чтобы выразить все изменения состояния героини. Так, в самой первой картине звучит тремоло в низкой тесситуре. Этот музыкальный приём символизирует гнетущее состояние Катерины, сопровождающее её на протяжении всего спектакля.

Живя в мире деспотичного однообразия, появление в жизни Катерины любви, она в буквальном смысле оживает и расцветает, а потом скатывается в пучину отчаяния, толкающую её на преступления. В таком диапазоне эмоций приходится использовать всю гибкость голоса. Роковой мужчина её жизни – Сергей, невзирая на всю свою порочность, до последнего момента остаётся для неё единственным источником света, разбудившим дремавшую в ней многие годы любовь.

photo_2025-06-03_11-11-08 (2).jpg

Для исполнения партии свёкра Катерины Бориса Тимофеевича приглашён ведущий солист театра «Геликон-опера», заслуженный артист РФ, бас Дмитрий Скориков.

– «Леди Макбет Мценского уезда» – особое произведение в вашей вокальной карьере. В вашем театре это название идёт не первый десяток лет. Как его принимает зритель?

– Это четвёртая премьера, в которой я выйду на сцену в роли Бориса Тимофеевича. Опера «Леди Макбет Мценского уезда» в режиссуре Дмитрия Бертмана входит в золотой фонд «Геликон-оперы» наряду с «Царской невестой», «Кармен» и другими спектаклями. Блистательная постановка осуществлялась на заре становления молодого театра, когда в неё внедрялись самые смелые идеи. Для меня участие в этом спектакле – настоящее счастье.

– Знакомый вам образ в астраханском спектакле будет иметь неповторимые черты?

– Здесь линия отношений Бориса Тимофеевича с Катериной несколько смягчена. В других постановках мой герой доведён до полного отчаяния от того, что его сын Зиновий не может продолжить род, поэтому несколько выходит за установленные рамки приличий. В вокальном плане партия свёкра главной героини также провокационная, в ней есть опасные моменты перехода на крик и декламацию, чего приходится избегать. Драматургические решения помогают находить приёмы для вокального воплощения роли.

В ходе подготовки к астраханской премьере раскрываются новые подробности образа Бориса Тимофеевича, выраженные через танцевальные движения.

– В чём секрет оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в том числе и за рубежом? Известно, что миланский «La Scala» откроет следующий сезон постановкой именно этим названием.

– В большинстве западных постановках оперы, что я видел, основной акцент делается на визуальные эффекты – постельные сцены и убийства, а не моменты, побудившие Катерину совершать преступления. Мне повезло участвовать в постановке этой оперы на сцене Королевского театра «Ковент-Гарден» в Лондоне, где на первом плане были не внешние проявления персонажей, а человеческая трагедия и тонкое раскрытие музыкального материала маэстро Антонио Паппано.

photo_2025-06-03_11-11-11.jpg

Астраханцы получат возможность увидеть премьеру оперы «Леди Макбет Мценского уезда», чтобы составить собственное представление о произведении, волнующем зрителей по всему миру. Многообещающая премьера состоится на главной сцене АГТОиБ 7 и 8 июня в 18:30.

Интервью подготовила и провела Екатерина Некрасова