Операция на Украине и выборы в России: чего ждать?

Военная операция на Украине похоже, не закончится скоро. И даже если армия Украины будет разгромлена относительно быстро, то что делать с населением, с её экономикой, очень большой вопрос. Вопрос, который может оказаться куда как более сложным, нежели собственно военная операция.

Опыта контроля над 40-миллионным населением целой страны у России пока что не было. Как это отразится на внутриполитической ситуации в России, тоже большой вопрос. Многие коллеги пророчат дальнейшее закручивание силовых «гаек». Хотя, казалось бы, и так дальше некуда.

(…) Ближайший реальный момент, когда проявятся истинные настроения в обществе, будут сентябрьские выборы в ряде регионов России. К тому времени проявятся результаты и военной части кампании, и её политические и экономические последствия для населения и Украины, и России. И результаты кампаний сентября 2022 года могут оказаться весьма любопытными. А до того момента, надеясь на лучшее, будем наблюдать экономическую, внешнеполитическую и внутриполитическую ситуацию в России и анализировать данные наших коллег социологов, надеясь на их беспристрастность и объективность.

Кстати

Если посмотреть последние публикации коллег, то подавляющее большинство из них посвящены конкретной ситуации с нашей операцией на Украине, её развитию и последствиям для России, её экономики. Что, собственно говоря, неудивительно, слишком многое стоит на кону. Но как-то на втором плане остаются вопросы влияния нынешних событий на массовое сознание и перспективы его состояния. Не будем забывать, что ровно через полгода в России состоятся почти полтора десятка губернаторских и сотни выборов более мелкого уровня, но от того не менее важных выборов. Да, ныне, как говорят опросы социологов, фиксируется серьёзный всплеск поддержки и самой операции на Украине, и рост рейтинга президента. Но как дальше будут развиваться события, какой эффект на уровень жизни населения окажут санкции Запада, какие настроения будут доминирующими в массовом сознании к сентябрю месяцу? Вряд ли кто-то с полной уверенностью может дать ответы на эти вопросы. И дело не в силе наших прогнозистов, дело в основном в поливариантности развития ситуации. Выборы, как известно, квинтэссенция публичной политики и думаю, что именно тогда мы и сможем оценить истинное отношение населения к происходящим ныне событиям, и их ближайшим последствиям. Не говоря уже о том, что сама подготовка к кампаниям и содержание стратегии конкретных кампаний будет сильно зависеть от этих последствий.

Евгений Сучков