По данным ГИБДД, в 2010 году в стране произошло почти 190 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате чего погибло более 24 тысяч человек и 230 тысяч получили ранения и увечья разной степени.
Не мне говорить, с какой страшной периодичностью происходят аварии на дорогах с маршрутками и автобусами. Сколько пострадавших и погибших получили компенсации, статистика умалчивает.
Автомобильный транспорт один из самых опасных видов транспорта. И он же является одним из самых дорогих, во всяком случае, для их владельцев по содержанию и обслуживанию. Расходы на железных мустангов увеличиваются с каждым годом. О том, что цены на бензин растут, знают все. Это уже становится притчей во языцех. Хотя наши власти периодически заявляют, что всё сделают, чтобы остановить беспредел капиталистов-монополистов. Но капиталисты-монополисты чихают на наши власти и продолжают своё чёрное дело. Ну а коль власти дальше сердитых слов в адрес этих самых капиталистов-монополистов не идут, свои правила отстаивают самостоятельно автовладельцы и автолюбители. Астраханские водители не стоят в стороне и принимают самое активное участие во всех акциях протеста, которые инициирует «Движение автомобилистов страны». В сентябре, например, акция проходила под лозунгами: «Не дадим себя поиметь» и «Чем дороже бензин, тем меньше остаётся нашим детям».
Ещё не утихли протесты автомобилистов по поводу повышения цен на топливо, как в средствах массовой информации появились сообщения о том, что правительство страны утвердило повышающие коэффициенты по так называемой автогражданке. А это означает, что обязательно надо ждать подорожания страхования по ОСАГО. Чему не могут не радоваться страховые компании, которые уже не первый год добиваются пересмотра тарифов и, обязательных для всех автомобилистов, видов страхования. Постановление правительства РФ «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» уже вступило в силу. Так что теперь за полис в среднем придётся «отстёгивать» процентов на тридцать больше, чем раньше. Это связано с тем, что все коэффициенты на возраст и стаж водителя, мощность двигателя машины выросли. Повысился также коэффициент и по территориальному признаку. В Астрахани, например, коэффициент преимущественного использования транспортного средства вырос с 1,3 до 1,4. В сельской местности региона коэффициент составит от 0,65 до 0,8.
Больнее других новые коэффициенты ударят по молодым водителям. И, в первую очередь, по тем, кто только что сел за руль автомобиля. К примеру, водитель, возраст которого моложе двадцати двух лет, а стаж вождения три года, коэффициент с 1,7 вырос до 1,8. Для тех, кто возрастом постарше, но имеет стаж вождения аналогичный, коэффициент с 1,5 повысится до 1,7. Молодые люди, имеющие стаж более трёх лет, но сами не старше двадцати двух лет, получат коэффициент не 1,3, как сейчас, а 1,6.
Есть изменения в плате полиса ОСАГО в зависимости от времени пользования машиной, а также в зависимости от наличия лошадиных сил. За мощность в 50-70 «лошадей» поправочный коэффициент составит 1,0 вместо 0,9. От 70 до 100 лошадиных сил поправочный коэффициент с 1,0 повысится до 1,1.
А страховщикам этого мало. Они хотели бы изменений в сторону увеличения базовых тарифов, потому что считают «автогражданку» делом убыточным. Но так ли это на самом деле? Страховщики, естественно, лукавят. Если бы страхование было делом не выгодным, вряд ли на этом рынке услуг действовало так много страховщиков. И с каждым годом количество их не уменьшается, а даже наоборот. Появляются всё новые и новые. При этом некоторые из них работают, мягко говоря, не по правилам, а по понятиям. От этого страдают клиенты. Страховая компания «Росстрах», например, около трёх месяцев действовала без лицензии, которая была приостановлена ещё в июне, потому что она оказалась несостоятельной.
К сожалению, этим грешат нередко компании, которые в недалёком прошлом были вполне платёжеспособными и даже процветали. Но вдруг оказываются банкротами, заявляя, что кредиторам им нечем платить. Ситуация довольно банальная. И довольно не редкая. При проверке их соответствующими организациями выявляется простая схема: активы заведомо выведены из оборота, на счетах практически ничего нет. А коль ничего на счету нет, значит с них – взятки гладки. Вот так многочисленные клиенты остаются «с носом».
Страхование в автотранспортной среде грешит по многим пунктам. Сейчас обязательным является страхование только на воздушном транспорте, для других видов пассажирских перевозок осуществляется это или внесистемно, или вообще отсутствует. К примеру, в железнодорожном транспорте пассажиры приобретают страховку вместе с билетом самостоятельно, а в случаях с ОСАГО эти вопросы практически не урегулированы. И если в случае аварии ущерб, причиненный автомобилю, некоторым образом автостраховщиками возмещается, то находящимся в это время в автомобиле и получившим ранения или травмы пассажирам приходится отстаивать компенсации через суды. И чаще всего они просто остаются без страхового возмещения.
С введением в практику полисов автострахования – ОСАГО, отношения между страховщиками и владельцами транспорта стали более цивилизованными. Однако они далеки от идеала. Дело в том, что страховщики чаще всего плохо выполняют задачи, которые перед ними поставлены, всеми правдами и не правдами затягивают выплаты, занижают размеры реального ущерба. Судиться с автостраховщиками немногие отваживаются. Считают, что это будет себе дороже.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 31, 08.10.11.