В последнее время местные СМИ запестрели заголовками о снижении уровня безработицы, подъеме сельского хозяйства, поддержке властью предпринимателей и т. п. И чем ближе осень — пора выборов, тем жить астраханцам становится «все лучше и лучше». По крайней мере, их в этом пытаются убедить. Мэр Сергей Боженов рассказывает о том, как ремонтируются дороги, строятся дома, высаживаются деревья. В одном из последних интервью градоначальник заявил: «Сейчас у нас в городе строится около 100 инвестиционных объектов и проектируется около 400, суммарным объемом инвестиций в 21,5 млрд рублей. Они дадут нашему городу более 12000 рабочих мест».

- Непонятно, какие возводимые объекты имел в виду градоначальник, если с приходом кризиса большая часть строек заморожена до лучших времен. Да что говорить, юбилейные объекты и то достроить не получается. Мало того что из-за кризиса резко сократились поступления в бюджет, так еще и некоторые строительные компании, привлеченные в регион как инвесторы, требуют все больше и больше вливаний на завершение работ.

При этом из Москвы то и дело поступают сообщения, заставляющие задуматься. Согласно им уровень безработицы в нашем регионе — один из самых высоких в стране. Весь предусмотренный на год объем дотаций из федеральной казны, направляемых на выравнивание уровня бюджетного обеспечения, мы уже выбрали. То есть федеральный бюджет до конца года нам уже не поможет.

Теперь наша область еще и попала в число 13 «кризисных» субъектов. Оптимизма это не добавляет. А ведь осенью ожидается вторая волна кризиса. Значит, астраханцев ждут новые сокращения и увольнения? Может, властям стоит больше думать не о собственном пиаре, а о том, как смягчить осенний кризисный удар?

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Константин МАРКЕЛОВ, председатель Правительства Астраханской области:

— В начале года у нас были высокие потери, связанные с возвратом налоговых поступлений. Поэтому мы и попали в число регионов, наиболее сильно пострадавших от кризиса.

Осенью некоторые аналитики ожидают вторую волну кризиса. То, насколько сильно она ударит по Астраханской области, будет зависеть от ценовой политики по сере и газу. Не исключено, что если цена на газ резко снизится (что некоторые тоже прогнозируют), наш регион может пострадать. Это грозит прежде всего потерей налоговых поступлений и сокращением бюджетных расходов.

В случае подобного неблагоприятного исхода средства мы будем направлять только на решение острых социальных вопросов. Все остальное придется на время приостанавливать и просить соответствующей поддержки из федерального бюджета.

Валерий ПРОЗОРОВСКИЙ, депутат Государственной Думы РФ от Астраханской области:

— Я бы не стал говорить про вторую волну кризиса. Некоторое ухудшение ожидается в банковской сфере, но я думаю, что проблемы кредитов для астраханцев пока не существует.

Основная наша задача - запустить реальную экономику. В этом направлении много делается. Работают судостроительные предприятия, которые строят буровые для нефтяников. Следовательно, появляются рабочие места с хорошей заработной платой. В регионе существует программа по поддержке малого и среднего бизнеса. Так что я не стал бы драматизировать ситуацию. Астраханцам бояться второй волны кризиса не следует.

Александр КАМАНИН, депутат Государственной Думы Астраханской области:

— Астраханцев ждут сокращения и увольнения. В первую очередь это будет касаться заводов, которые в настоящий момент дышат на ладан. Потом придет очередь бюджетников - работников образовательных учреждений, муниципальных и областных больниц.

Для того чтобы нормализовать положение, правительство области должно работать в авральном режиме. Искать заказчиков, создавать ситуацию, при которой предприятия смогут нормально работать и, соответственно,

отчислять средства в казну. Вместе с тем областной бюджет планируется корректировать, к сожалению, не в сторону улучшения. Я думаю, что положение в регионе будет только ухудшаться.

Александр КОЧКОВ, депутат Государственной Думы Астраханской области:

— Кризис - это не стихийная неожиданность. Нашествие саранчи и то предсказуемо. Российскому руководству нужно было предвидеть последствия бездумной политики, которая проводилась на протяжении последних лет. Государство стало слабым и жить на одни нефтедоллары не может. Следствие — рост безработицы, невыплата заработной платы, банкротство предприятий.

Выход из кризисных явлений можно находить. Пример тому — получение заказов для наших судостроительных предприятий. Когда после волнений трудовых коллективов руководство области занялось этим вопросом, оно смогло найти заказчиков. Но в целом кризис, на мой взгляд, долго еще будет ощущаться в регионе. Главное сейчас, чтобы приостановился кризис в умах руководителей страны и области. Тогда найдется и выход из экономического кризиса.

АСТРАХАНЦЫ СЧИТАЮТ, ЧТО В КРИЗИСЕ ВИНОВАТА ПОЛИТИКА РОССИИ

Темой очередного уличного опроса стал экономический кризис. Мы спросили астраханцев, что (или кто) виноват в экономическом кризисе и таких его социальных проявлениях, как безработица и рост цен?

Варианты ответов предлагались самые разные. К примеру, политика США и России. Или такой вариант: «Никто не виноват, просто не повезло». Или: «Нет никакого кризиса, есть нежелание работать».

Как обычно, мы опросили 30 горожан. Оказалось, ровно половина из них считает, что к экономическому кризису, безработице и росту цен привела политика России. И лишь двое винят во всем американцев с их ипотечными проблемами и крахом ведущих банков.

Вторым по популярности стал ответ «Нет никакого кризиса, есть нечистые на руку чиновники и бизнесмены» - 7 голосов. Трое опрошенных выбрали ответ "Кризис создали искусственно, чтобы свалить на него все промахи». Тех же, кто считает, что в возникновении кризиса никто не виноват, оказалось совсем немного.

ИТОГИ ОПРОСА

Кто/что виноват в экономическом кризисе (в таких его социальных проявлениях, как безработица и рост цен, например)?

Политика России - 15;

Нет никакого кризиса, есть нечистые на руку чиновники и бизнесмены — 7;

Кризис создали искусственно, чтобы свалить на него все промахи — 3;

Политика США - 2;

Никто не виноват, просто не повезло — 2;

Нет никакого кризиса, есть нежелание работать — 1.

Евгения ЗАРИНЬШ,

"Хронометр-Астрахань" №26, от 30.06.09.