Эта осень в Астраханской области выдалась жаркой не только в плане погоды – в регионе начали выносить штрафы за перегруз, зафиксированный системой автоматизированного весогабаритного контроля (ВГК). Это вызвало шквал споров между водителями и региональными властями.
Особых нововведений в законодательство о правилах передвижения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств за последние годы не происходило. Случилось гораздо более серьезное – в полном объеме заработала система автоматической видеофиксации. Те, кто раньше безнаказанно передвигался по астраханским дорогам с перевесом или нарушением габаритов, получили первые «письма счастья».
В начале 2018 года в Астраханской области были введены в эксплуатацию пять автоматизированных комплексов ВГК. За их установку и обслуживание отвечает компания ПАО «Ростелеком». С сентября за нарушения, зафиксированные комплексами, начали штрафовать.
Перед системой стоят две основные задачи: обеспечить безопасное движение, потому что превышение веса значительно увеличивает риск ДТП, и защитить дорожное полотно от быстрого разрушения. Все средства от штрафов поступают в региональный бюджет – в дорожный фонд, за счет которого финансируются ремонтные работы на областных трассах.
Комплексы в автоматическом режиме контролируют соблюдение правил перевозки грузов и движения тяжеловесных и крупногабаритных ТС – грузовиков, фур, автопоездов, а также информируют водителей о фактах нарушений. Оборудование позволяет определить массу автомобиля, его длину, ширину и высоту с помощью набора датчиков. Это происходит прямо во время движения на скорости до 150 км/ч.
Сегодня почти треть грузового транспорта нарушает нормы по весу. По нашим трассам передвигаются 30- и 40-тонные грузовики, нагруженные до 80-90 тонн, то есть с перевесом почти в три раза. При таких нагрузках даже самое качественное дорожное покрытие сминается, образуя колею и волны. Особенно это актуально для Астрахани, где столбик термометра летом достигает 40 градусов в тени.
Плохие дороги стабильно входят в печальный топ причин аварийных ситуаций. Да и сами фуры, нагруженные сверх нормы, превращаются на трассе в опасные объекты – ежегодно количество ДТП с участием большегрузов растет в среднем на 4%.В СМИ полно новостей об авариях из-за нарушений правил перевозки: груженая под завязку фура перевернулась на дороге, зацепив несколько легковых авто, из грузовика на дорогу вывалились трубы, с грузовика сорвало тент и т.п. В результате – страшные аварии и гибель людей.
Можно было предположить, что появление эффективного и беспристрастного инструмента контроля в виде автоматической фиксации перегруза понравится далеко не всем. Оказалось, что многие водители не были осведомлены о нормах или не считали их обязательными. Несмотря на достаточно длительный тестовый период, когда комплексы просто фиксировали нарушения, водители и собственники компаний-перевозчиков, похоже, до конца не осознавали новую реальность.
С начала сентября в Астраханской области комплексы ВГК зафиксировали более 6 тыс. нарушений, выписано 273 штрафа на 92 млн рублей. Закон по отношению к недобросовестным перевозчикам по-настоящему суров – штрафы начинаются от 150 тыс. рублей. Если же нарушитель проедет несколько комплексов контроля, то штраф кратно увеличивается. Отсюда недовольство, сомнения в исправности и достоверности системы, требования отменить выписанные штрафы.
Представители «Ростелекома» отмечают, что комплексы имеют сертификацию, прошли все необходимые проверки. Ошибок, которые приводят к наказанию невиновных, быть не может.
«Водители считают, что наказание за перегруз или «торчащие соломинки» слишком суровое. Но часто цена таких нарушений – человеческие жизни», –говорит заместитель директора по работе с корпоративным и государственным сегментами Астраханского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Эрман. - «В конце лета у наших соседей в Краснодарском крае из-за плохо закрепленного тента столкнулись шесть машин и один человек погиб. У нас в области не так давно на дороге в Образцово-Травино выпавший из сеновоза тюк сена весом под 400 кг сильно повредил другой автомобиль».
По словам Евгения Эрмана, система только фиксирует факты потенциальных нарушений. А окончательное решение о привлечении к административной ответственности принимает человек – инспектор ГИБДД. Для несогласных с вынесенными штрафами есть механизм оспаривания в суде.
«В сентябре пункты ВГК Астраханской области были также оснащены специальными светодиодными экранами. Они дают возможность водителям большегрузных транспортных средств узнать о превышении весогабаритных параметров и принять меры по устранению нарушений. У грузоперевозчиков для этого есть все возможности, причем в правовом поле. Если грамотно разместить груз, озаботиться его упаковкой и следить за соблюдением норм, нарушений не будет. Но, к сожалению, побеждает банальная жадность – взять побольше за один рейс», – говорит Антон Долгоновский, генеральный директор ООО «ЭйТИ Сервис», который реализует проект вместе с «Ростелекомом».
«Некоторые нарушители при проезде через пункты пытаются избежать идентификации государственного номера автомобиля, закрывая номера. Для борьбы с этим на регулярной основе проводит выездные рейды ГИБДД Астраханской области. Хочется напомнить, что за умышленно скрытый гос. номер положен штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев», – прокомментировал Михаил Легкодимов, майор полиции, майор полиции, заместитель начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Астраханской области.
Регион находится на пороге настоящего цифрового прорыва, к этой реальности нужно привыкнуть и играть по правилам. Установленные в Астраханской области пункты ВГК – это самое начало большого пути, важность которого подтверждают сделанные шаги на федеральном уровне.
Не так давно Минтранс представил паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). До 2024 года на федеральных трассах должны появиться 387 пунктов весового контроля. В числе ключевых задач – обеспечение равных условий для перевозчиков и сохранности дорог. По словам представителей министерства, законопослушные участники рынка перевозок выступают за создание такой системы.