Основные выводы Единого Дня Голосования 2025 года обсудили в Астрахани

На площадке МИА «Россия сегодня» прошла презентация итогового доклада Ассоциации НОМ об общественном наблюдении за выборами в Единый день голосования 2025 года. Эксперты Независимого Общественного Мониторинга представили результаты наблюдения за выборами, которые состоялись в российских регионах в сентябре этого года.

В Штабе общественного наблюдения за выборами в Астраханской области прошло обсуждение этого доклада. Его эксперты обратили внимание на следующие особенности.

Итоги голосования

Единый День Голосования прошел в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Активное и пассивное избирательное право было доступно каждому гражданину. Все политические партии и независимые кандидаты имели равные условия для выдвижения, регистрации и проведения предвыборной агитации. Использовались разнообразные формы голосования, что дало гражданам возможность легко выразить своё мнение.

Всего зарегистрировано более 49,5 тыс. избирательных участков.

Контроль за процессом голосования осуществляли более 147 тыс. наблюдателей.

Голоса отдали примерно 26 млн избирателей, выбравших более 46 тыс. депутатов и выборных должностных лиц.

Развитие института общественного наблюдения

В ЕДГ-2025 наблюдается переход на новый качественный уровень, характеризующийся усовершенствованными методами подготовки и обучения наблюдателей.

Внедрение цифровых технологий позволило создать массовую модель общественного контроля, основанную на автоматизации обработки данных и многоканальной коммуникации.

Создана система эффективного общественного контроля, доказавшая способность гражданского общества самостоятельно обеспечивать демократический процесс.

Способность адаптироваться к новым технологиям

Институт общественного наблюдения подтвердил свою способность контролировать инновационные формы голосования, такие как дистанционное электронное голосование (ДЭГ).

Независимые эксперты из IT-отрасли привлекались для экспертизы работы блокчейна ДЭГ, подтвердившей стабильность системы и отсутствие вмешательств.

Практикуется постоянный анализ новых форматов и технологий, развиваемых в интересах повышения прозрачности выборов.

Устойчивость системы к внешним вызовам 

Успех выборов в приграничных регионах подчеркивает прочность российской избирательной системы, её адаптацию к специальным условиям безопасности.

Применение мер, гарантирующих соблюдение избирательных прав всех категорий граждан, обеспечивает сохранение стандартов общественного контроля. 

Межрегиональная интеграция и координация 

Использование экстерриториальных участков открыло потенциал межрегионального сотрудничества в обеспечении избирательных прав граждан.

Межрегиональное взаимодействие показало возможности внедрения новых моделей координации в системе электорального мониторинга. 

Особенности организации выборов

Голосование проходило в 81 субъекте Российской Федерации, охватывая 5032 избирательных кампании разного уровня.

Было создано более 49,5 тыс. избирательных участков, из которых почти 49 тыс. обычных и около 500 временных.

Участие в выборах приняли около 26 млн избирателей, замещённые должности превысили отметку в 46 тыс., включая прямое избрание 20 руководителей регионов и депутатов законодательных органов 11 субъектов РФ.

Регистрация кандидатов и реализация пассивного избирательного права

Из 23 зарегистрированных политических партий активное участие приняли 20. Остальные партии решили добровольно отказаться от участия.

Регистрацию кандидатов и партий осуществляли строго в соответствии с установленным законодательством, причем большая часть решений не вызвала судебных разбирательств.

Общий конкурс составил 6,5 партий на каждый регион, что подчёркивает высокий уровень конкуренции.

Инфраструктура общественного наблюдения

Общая численность наблюдателей достигала 149 717 человек, среди которых были представители разных политических партий, общественных палат и прессы.

Среднее покрытие наблюдателями каждого избирательного участка составляло около 100%, что обеспечило полный контроль за избирательным процессом.

Реализация обучающей программы по подготовке наблюдателей в рамках данного электорального цикла осуществлялась Ассоциацией НОМ совместно с Общественной палатой РФ при поддержке Фонда президентских грантов.

Наблюдение за ходом голосования

Во всех регионах действовали центры общественного наблюдения, обеспечивавшие прозрачность и открытость выборов.

Специализированные команды работали круглосуточно, контролируя ход голосования и устраняя возникающие проблемы.

Проведён массовый сбор информации о ходе выборов через мобильные приложения и горячие линии, что помогло выявить единичные случаи незначительных нарушений.

1000109826.jpg

Выводы и рекомендации

Руководитель Штаба общественного наблюдения за выборами в Астраханской области, член общественной палаты региона Максим Терский: «Единый день голосования 2025 года наглядно продемонстрировал зрелость и эффективность российской избирательной системы, обеспечившей свободное выражение воли граждан и высокое качество проведения выборов.

Развитие институтов общественного наблюдения должно сопровождаться дальнейшим повышением профессионализма наблюдателей. Необходимо расширить практику направления представителей общественных палат на заседания избирательных комиссий. Рекомендуется развивать центры повышения квалификации наблюдателей, сотрудничая с ведущими университетами и профессиональными ассоциациями. Следует рассмотреть правовые ограничения и правила использования современных технологий (например, искусственного интеллекта) в избирательном процессе».