Особенное образование: депутаты посетили школу-интернат им. С. Здоровцева
Очередное выездное заседание комитета Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму прошло в стенах школы-интерната им. С.И. Здоровцева. Депутаты задали руководству интерната ряд вопросов, касающихся в том числе и инклюзивного образования, познакомились с работой учреждения и его воспитанниками.

Открытая в 1959 году, сейчас школа-интернат им. С.И. Здоровцева носит статус общеобразовательного учреждения. На сегодняшний день здесь обучаются 405 астраханцев, 32 из них – это проживающие на территории интерната сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С 2014 года в учебном заведении воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. С трех до семи лет они проходят регулярные занятия у дефектолога, психолога и логопеда, посещают процедурные кабинеты. Подросших ребят ждет школа для детей с особенностями развития, располагающаяся в соседнем корпусе. Там они включаются в адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с различными формами умственной отсталости. 

Однако большая часть учеников – дети без особенностей развития, оказавшиеся здесь из-за загруженности других школ микрорайона. И.о. регионального министра образования Виталий Гутман отметил, что совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями идет на пользу всем школьникам. По его мнению, подобные инклюзивные образовательные учреждения не только создают благоприятные условия для ребят с особыми потребностями, но и приобщают их сверстников к новой системе взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. 

Среди главных проблем, стоящих перед учреждением, его директор Александр Никитин назвал нехватку помещений. По его расчетам, уже через два года интернат не сможет принимать новых воспитанников. В данный момент руководство учреждения изыскивает возможность открыть свой филиал. Вместе с тем, отмечены позитивные изменения по благоустройству школы: учебный процесс обеспечен высокотехнологичным оборудованием, на территории учреждения работает расширенная система видеонаблюдения, появилась спортивная площадка, планомерно идут ремонтные работы и реконструкция. Депутаты высоко оценили преобразования на территории учебного заведения и поинтересовались, как организован досуг его воспитанников. Александр Никитин пояснил, что дети проводят много времени в пришкольном лагере, регулярно посещают театральные постановки. Все расходы по организации подобных мероприятий интернат берет на себя. Преподаватели технологии осуществляют трудовое воспитание ребят, прививают им практические навыки работы в производственных мастерских. Каждый воспитанник учреждения может попробовать себя в швейном деле, работе с деревом и металлом на станках. Во внеурочное время дети развивают свои способности в творческих объединениях и кружках эстетического, технического, спортивного направления, добиваются высоких результатов в спорте, в изобразительном искусстве, в художественной и театральной самодеятельности.

Продолжая обсуждение, Виталий Гутман сообщил депутатам, что сейчас в России развиваются две тенденции, которые заметны и по астраханскому интернату: сокращается количество детей-сирот и увеличивается количество ребят с диагнозом «аутизм». Причем причины развития нарушения аутического спектра до сих пор не выявлены. Проявляет себя эта болезнь не сразу, чаще всего – к трем годам. Все это может превратить аутизм в проблему национального масштаба. В связи с чем первый заместитель Председателя Думы Ирина Родненко заострила внимание на условиях организации дошкольного образовательного процесса. В частности, депутат предложила выработать ряд законодательных предложений по нормативному регулированию работы частных детских садов – ведь от того, как будут обращаться с малышом воспитатели, зависит его не только физическое, но и психическое состояние.