Думаю, каждый согласится со мной в том, что рыбный промысел – это одна из составляющих частей продовольственной безопасности страны.
Подтверждение этому было получено на третьем Всероссийском съезде работников рыбной промышленности, который прошёл в Москве в феврале текущего года. Рыбная отрасль обеспечивает экономическое благополучие многих регионов, в том числе и Астраханской области. По подсчётам специалистов, в данный момент доля отечественной рыбы на рынке составляет 80 процентов. За последние десять лет объём вылова водных биоресурсов вырос с 3,2 миллиона тонн до 4,2 миллиона тонн. Однако оснащённость судов и предприятий рыбной отрасли значительно отстаёт от зарубежных, что не позволяет ускоренными темпами обеспечивать страну рыбой и рыбной продукцией.
Это самым непосредственным образом относится и к Астраханской области. У нас требуют обновления и реконструкции рыбоперерабатывающие заводы и предприятия аквакультуры, выращивающие рыбную молодь. Нужны изменения и в организации цивилизованной торговли, вылавливаемой в регионе рыбы.
Как известно, последние несколько лет низовья Волги страдают от маловодья. Это самым негативным образом отражается на рыбных запасах. Уловы осетровых сократились значительно. Это показало контрольно траление. На расширенном заседании учёного совета КаспНИРХ приводились такие примеры. Севрюга в море встречается совсем в ограниченных количествах. Правда, вес её в 2011 году увеличился до четырёх килограммов против трёх килограммов в 2010 году. Зато наблюдается снижение веса у осетров: с двух килограммов до 1,6 килограмма. Что касается белуги, то её экземпляры при тралении почти не наблюдаются, хотя, по некоторым данным, её средние биологические показатели выше, чем были в 2010 году.
Самым негативным образом маловодье отражается на проходные и полупроходные рыбы: судака, леща, сазана, воблы, некоторых других пород. Однако в 2011 году несколько выросла добыча сельди-черноспиник. А вот с килькой дела обстоят совсем плохо. На стабильно низком уровне находятся уловы воблы. Популяция судака невелика. А вот запасы сома и щуки по данным прошлого года стабильно высокие. А что будет в этом году?
Согласно правилам рыболовства, весенняя путина в наших краях открывается первого марта. Эта дата, как говорится, строго зафиксирована. Квоты на освоение объёмов допустимых уловов рекомендованы КаспНИРХом. В нынешнем году эта квота составляет 45,2 тысячи тонн. В 2010 году, например, квота была равна 41,4 тысячи тонн, в 2011 – 45,9 тысячи тонн. Некоторое снижение квот налицо. Специалисты КаспНИРХа считают, что делается это не случайно, потому что происходит некоторое недоосвоение квот, но не из-за уменьшения рыбных запасов, а из-за так называемых «мёртвых душ» среди артелей, промышляющих на тонях.
Что касается текущего года, квоты, по некоторым данным, распределены среди 83 рыбодобывающих предприятий и организаций.
Нынешняя весенняя путина ничего хорошего рыбакам не сулит. Ввиду плохих погодных и ледовых условий рыбодобытчики начали лов на две декады позже. Из-за этого оказываются в «пролове», то есть, значительно не добирают квоты. И так происходит почти ежегодно. Точная дата начала весенней путины – первое марта, не очень-то хорошее определение прихода весны. Дело в том, что случается всякое. И год на год не приходится. Иногда первого марта ещё вовсю стоит лёд. Особенно в ильменях и озёрах, где могут промышлять рыбаки. Лёд может стоять даже на Волге и различных речках и протоках, где также можно вовсю промышлять. А случиться, что к первому марта погода приносит такие сюрпризы, когда и лёд вроде бы стоит, а выйти на него опасно: он крошится, делается как каша. Так, собственно, произошло и в этом году, когда ни лёд, ни вода не подпускали рыбаков к местам лова на пушечный выстрел. Подсчитано, что потери рыбаков в этой весенней путине из-за недолова составят четыре-пять тысяч тонн, что грозит серьёзными финансовыми потерями, которые могут составить 150 миллионов рублей. Вот почему астраханские рыбаки сетуют на несбалансированность нынешнего федерального законодательства о рыболовстве, не позволяющего самим субъектам устанавливать время начала путины.
Кстати, было время, когда закон позволял регулировать время начала путины. Говорят, именно тогда путина была самой продуктивной и экономически выгодной. Путина этого года может оказаться одной из самых худших из-за сокращения её сроков. Как известно, путина длится чуть больше двух с половиной месяцев: с первого марта по двадцатое мая. В этом году она может оказаться практически на месяц короче. В 2011 году путину открыли 15 марта. Тогда за две недели недобрали около двух тысяч тонн рыбы и потеряли около пятидесяти миллионов рублей.
Рыбодобытчики, естественно, всегда заинтересованы в увеличении объёма допустимых уловов. Они в этом году недовольны тем, что на 540 тонн снижена квота на вылов воблы. И обоснования института на этот счёт их не устраивают. Как, собственно, не устраивает и увеличение на целых 100 тонн щуки. Но не всё так радужно. Щука – рыба, которая любит холодную воду, и она одна из первых идёт на нерест, составляет почти 15 процентов от всего допустимого вылова.
Значит, есть возможность увеличить щучью квоту. Ведь лишнее количество этой хищницы в воде может самым плачевным образом сказаться на запасе других пород рыб. В общем, вобле, карасю, тарашке и прочей мелочи туго придётся, если будет слишком много щуки. Но зато у щуки деликатесная икра. Это особенно выгодно переработчикам. Но будет ли эта икра в этом году? Вряд ли. Ведь щука успела уйти во время мартовского «распутья» на нерест. Так что ждите не щучьей икры, а обилие щучьей молоди.
Александр Понизовьев,
"Факт и компромат" № 11, 06.04.12.