Очень интересную тему затронул в материале «Скажем нет сектам! Суды и прокуратура противостоят астраханским Свидетелям Иеговы» («Факт» №24 от 28 июня с.г.).
Итак, секта. Сектами принято считать любые объединения, своей деятельностью противоречащие официальной позиции господствующей религии, либо непонятные «большинству» граждан.
От «пирамиды» до секты – один шаг!
У нас в России и, в том числе, в Астрахани основной расцвет сект пришёлся на 90-е годы. Почвой для этого послужило бедственное социальное положение граждан нашей страны. Помните: дикая инфляция, обесценились как наличные, так и безналичные (банковские счета) накопления, повальные сокращения, отсутствие работы.
Советским людям всегда внушалось – чем лучше будешь учиться, тем более престижную работу получишь и больше будешь зарабатывать. Коммерция – это не престижная деятельность, а до поры до времени и уголовно наказуемая. А вот производство, наука, строительство – престижные. Абсолютная безграмотность в финансовой сфере (куда и как инвестировать). И вот таких наивных, коммерчески стерильных жителей нашей страны окунули с головой в «рыночные отношения». Инженеры стали мести улицы, сторожить склады и стройки. Кто-то попался на призывы колоссальных доходов от различных МММ, «Русский дом Селенга», «Хопёр-Инвест», «Чара Банк» и им подобным, потеряв последнее, что осталось после кражи государством. Такого позора выдерживали не все. Кто-то спивался, кто-то действовал быстрее, а некоторые находили утешение в «ласковых объятьях» сект.
Мы не будем перечислять, какие «некоммерческие» объединения религиозного толка прогрессировали на территории нашего государства, и сколько их было. Об этом написано немало.
Мы же рассмотрим деятельность «Свидетелей Иеговы» в нашем городе. Сразу оговорюсь: все мои размышления основаны на собственном опыте общения с этими ребятами.
Кто там?
Итак, 2001 год. Я пишу дипломную работу по анализу одного из романов Ф. М. Достоевского. Как известно, Фёдор Михайлович был человеком очень набожным, хотя и имел своё собственное представление о Боге. В своих произведениях он неоднократно поднимал темы Веры и Безверия, Бытия и Бессмертия, странной природы и смысла жизни человека. Но сейчас не об этом. Так вот, тема религии во всех её проявлениях, в том числе и «сектантских», в разрезе диплома меня очень интересовала.
И вот как-то сижу дома, пытаюсь осознать только что прочитанную главу «Pro и Contra» романа «Братья Карамазовы», как вдруг – звонок в дверь. Стоит женщина средних лет, даже старше средних лет. Ухоженная, в новой дорогой одежде. Предлагает поговорить о Боге и спасении души. В принципе, я был даже рад. Будучи убеждённым атеистом, мне было интересно послушать современного служителя религии. Наша беседа длилась около трёх часов. Она пыталась мне доказать, что я, неразумное дитя, даже не догадываюсь, какая опасность ждёт таких, как я. Единственным путём спасения является - принять их веру, стать одним из них и очиститься от накопившихся грехов путём вразумления и спасения других заблудших душ. И вот тогда в день «Страшного Суда» мои потуги будут вознаграждены, и будет мне даровано Бессмертие в райских кущах. Остальные же низвергнутся в Геенну Огненную.
Свои аргументы она постоянно подкрепляла цитатами из «Сторожевой башни». Я сразу сказал ей, что её журнальчики это всего лишь интерпретация священного писания западными теологами, возможно даже связанными с западными же спецслужбами, но в любом случае людьми небескорыстными, преследующими какие-то свои цели. Она же, не отрицая того, что действительно духовная периодика к нам поступает из-за рубежа, тем не менее, настаивала, что никакой корысти издатели и «просветители» не преследуют, а ратуют лишь за всеобщее спасение людей на земле.
На сцену выходит Абдулла
Попрощавшись, она попросила разрешения встретиться ещё раз. Я согласился, посчитав её общество для себя ненапряжным. Где ещё можно поговорить о религии и вере в комфортных для себя условиях? В церкви служители особо разглагольствовать с тобой не станут. Да и сами правила обращения с РПЦшными священнослужителями меня, мягко говоря, напрягают: ну не могу я называть постороннего мужчину батюшкой, основываясь только на том, что у него борода, пафосное облачение и архаичная речь и целовать ему руку. А тут простой человек, без всякого пафоса, без, по крайней мере, видимого желания что-то от тебя поиметь, готов общаться с тобой часами.
Через пару дней снова раздался звонок в дверь. На этот раз женщина пришла не одна.
- Абдулла, - представила она своего спутника.
Рядом с ней стоял парень лет тридцати. Внешне он был похож на татарина или казаха, но как выяснилось - с турецкими корнями. На сей раз беседовали втроём. Абдулла оказался весьма интеллигентным, начитанным парнем. Они всё пытались мне надарить кучу своих журнальчиков, флаеров и других POS-материалов от своей организации. Я от всего этого отказывался по приведённым выше причинам, но спросил у них реальную Библию, без интерпретаций, так сказать, исходник. Абдулла ответил, что Библия, которая у него с собой – это служебный вариант, но у него дома имеется старинное Евангелие, которое он может мне подарить. Сказано-сделано. Идём к нему домой на ул. Ленина, и мне достаётся Евангелие дореволюционного издания – сам текст на церковно-славянском, а перевод с ятями и ерами. Но правда она сохранилась не целиком: отсутствовала часть благовествования от Матфея и вторая половина благовествования от Иоанна. Но в любом случае, подарок очень дорогой, и та лёгкость, с которой Абдулла расстался с раритетной вещью, наводит на две мысли: либо исходные тексты его интересуют меньше, чем их журнальчики (в этом случае его действия никак не соотносятся с искренней службой своему Богу), либо он настолько предан своему служению, что готов отдать самое дорогое, что у него есть (ведь для Свидетеля Иеговы самое дорогое, по определению, должно быть именно Свидетельство Иеговы, в данном случае, в виде раритетного дореволюционного Евангелия).
Вчера иеговисты, сегодня жириновцы
Как бы я не был благодарен Абдулле за его роскошный подарок, но всё-таки я думаю, что его деятельность не носила искренний характер служения: свою же, рабочую, Библию он не отдал, поскольку она для него была, по сути, тем же, чем для торгового представителя служат каталоги продукции и шелф-презентеры (фотокаталоги продукции). Его рабочая Библия, вся в закладках и пометках, представляла ценность не сама по себе, а как палочка выручалочка при строительстве беседы (продажи) на религиозные темы со случайными людьми. Именно поэтому она была для него нужнее, чем более древний и раритетный текст.
Это Евангелие помогло мне и в учёбе. У нас был курс старославянского языка, и постоянно требовалось перевести на русский язык разные тексты. А поскольку тексты были, в основном, взяты из Евангелия, то с переводом у меня не возникало проблем. Переводил сам и помогал одногруппникам.
За такой подарок я согласился посетить их собрание. Собрания проводились в одном из помещений бывшего автопредприятия на ул. Моздокской (в данный момент там уютно разместилось региональное отделение партии ЛДПР – видать, место «намоленное»). Что меня поразило, так это огромное количество людей неславянских национальностей, как среди прихожан, так и среди лидеров организации. Очень много было лиц, как сейчас принято говорить, кавказской внешности.
Каждому присутствующему выдали брошюрки со священными писаниями, для того чтобы люди могли видеть тексты песен, которые пелись во время собрания.
Также во время своих выступлений лидеры просили паству обратить внимание на такой-то и такой-то отрывки из священно писания, которые они приводили в пример своих слов. В конце собрания на выходе стояли казначеи и собирали пожертвования на нужды организации. Насколько я понимаю, эти сборы, наряду с зарубежными грантами, и составляют основной доход Свидетелей. Ну, может, кто-нибудь из членов этой общины добровольно делится с ней своими заработками.
Почём опиум для астраханцев?
По всей вероятности, лидеры общины получают хороший доход. Не исключено, что подобные сборы происходят чёрным налом, который никак не светится в бухгалтерии. «По-белому» могут международные гранты фигурировать и то, наверное, не все и не в полном объёме. Как мы видим, дело это весьма прибыльное и без откровенного криминала. Квартиры, машины и прочие ценности Иеговистам отнимать у граждан нет никакой нужды. Как говорится, «нас и так неплохо кормят». Зачем лишнее «палево»?
После этого собрания мои отношения с этими ребятами прекратились. Прекратились из-за того, что вступать в их ряды у меня не было никакого желания, а без этого я им был не нужен. В целом же моя первая встреча со свидетелями прошла с пользой для меня – денег я не потратил для них ни копейки, а получил раритетное Евангелие и материал для дипломной работы. Опять же, довелось впервые примерить на себя «костюм» Ивана Карамазова.
Второй эпизод плодотворного сотрудничества со Свидетелями произошёл в 2010 году. Я тогда уже имел обувной отдел в магазине. Как-то зашли ко мне две женщины. Стали мерить резиновые сапожки. Выбрали модели, расплатились и предложили послушать лекцию о спасении души. Настроение у меня в тот день было хорошее, поэтому я обратился к ним со следующим заявлением:
«Милые женщины. Я понимаю тот тяжкий труд, который вы ежедневно делаете; ту нелёгкую миссию, которую вы на себя добровольно возложили. Я знаю, что вам приходиться нести «истину» в любую погоду и даже в отдалённых населённых пунктах нашей области. И чтобы хоть немного облегчить вашу тяжёлую жизнь, я готов продать вам изумительную обувь от нашего же производителя. В этой обуви вам не будет страшна не только духовная грязь, но и вполне себе осязаемая, физическая. Так что я с нетерпением жду у себя всех ваших братьев и сестёр. Всем вам я сделаю значительную скидку».
Конечно же, всё это было сказано в шутливой форме. Я ещё добавил, что для того, чтобы получить скидку, ваши сестра или брат должны предъявить мне журнал «Сторожевая башня». Но женщины восприняли это всерьёз, и в последующий месяц я в прямом смысле обул порядка двадцати Свидетелей. Многие мои коллеги смеялись: «хотели «обуть» тебя, а ты «обул» их сам». Поэтому вот вам урок, господа предприниматели: при встрече с разными адептами (религиозными или MLM-щиками) не спешите прогонять их прочь. Может они станут дополнительной сетью сбыта вашей продукции или услуги.
Артём Смыслов,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 28 (538), 26.07.2013 г.