Получил счёт-квитанцию за отопление в январе и крепко задумался. Чуть ли не половина месячной зарплаты по возрасту! Хорошо, что в праздники бумажку не подсунули. Что же это происходит? Почему астраханцы, обитающие прямо на газовых пластах и в круглосуточно вдыхающие отходы его первичной переработки, платят за своё добро почти в два раза больше, чем покупатели этого топлива в Белоруссии? Ещё дешевле газ для населения соседнего Казахстана. Даже на Украине, покупающей голубое топливо по европейской цене, оно продается населению по «белорусским» тарифам. Почему у нас всё не так? Вопрос не праздный и не наивный: свой газ, своя добывающая компания, свои трубы (ещё советские!), а тарифы скоро будут как на Западе. И растут без передышки! В декабре 2007 года, например, тариф на газоотопление был повышен до 17,14 руб. а в ноябре 2014 года - стал 62,41 руб. Подскочил ещё на 360 процентов! Кто всё это делает, и кто позволяет безобразничать газопродавцам?


Ведь если бы недалекий лесник в глухой тайге отпускал своей семье дрова, постоянно повышая цену, он минимум бы лишился права на исполнение супружеского долга, максимум – получил бы скалкой по глупой голове. Колотушки, конечно, не наш метод, но, всё-таки, почему такие тарифы для потребителей газа - населения газодобывающей страны? И что предпринимает сама астраханская «добыча» - главного «Газпрома»? А ничего, кроме беспрекословного подчинения «по добыче и подготовке пластовой смеси». Последнее переименование Астраханьгазпрома выдумал, наверно, особо циничный московский менеджер: «Газпром ДОБЫЧА АСТРАХАНЬ». Выходит, население входит в эту добычу. Какие тут «белорусские» тарифы на газ…


Но неужели наше «национальное достояние» действительно, как утверждают некоторые эксперты, свои коммерческие неудачи на внешнем рынке компенсирует за счёт отечественных потребителей газа? Судя по безудержному росту тарифов на газопотребление - вполне возможно. Но что это за внешнеэкономические неудачи? И откуда, при всё еще устойчивом спросе в мире на голубое топливо?


Я, конечно, не великий экономист, но хорошо складывать цифры в академии научили. Давайте вместе посчитаем известные величины.


Пропускная способность российских газопроводов, поставляющих голубое топливо в европейское дальнее зарубежье (за пределы СНГ) и Прибалтийские страны, на сегодня составляет 250 миллиардов кубометров в год. Запомним эту цифру. В минувшем (теперь позапрошлогоднем) году по этим трубам прошло на экспорт всего 138 млрд. кубов. Проект «Южный поток» добавил бы к этим явно избыточным мощностям ещё 63 миллиарда кубометров. Не трудно посчитать эти объемы, чтобы понять, отказ от строительства новых пропускных мощностей был очень разумным, экономически обоснованным решением. Зачем закапывать в землю и морское дно новые десятки миллиардов долларов «Южного потока». Когда они окупятся? И где сегодня занять эти доллары, если никто не одалживает?


Однако руководство «Газпрома», оказывается, и не собирается отказываться от, мягко говоря, чрезмерно затратного проекта. «Обновлённая» задумка – «Турецкий поток». В том же направлении, с той же пропускной способностью 63 млрд. куб, только через Турцию. И мотив новой грандиозной стройки тот же: с европейцами и украинцами, дескать, трудно договариваться. С турецкими партнерами, выходит, будет много комфортнее?

Во-первых, наивно рассчитывать, что турки или китайцы будут что-то делать себе в убыток. Во-вторых, откуда уверенность, что с турками договариваться проще, чем с европейцами? И, в-третьих, если турецкие перепродавцы российского газа завысят цену (а они не станут продавать по цене купленного в России), европейские потребители станут ещё активнее использовать альтернативные источники. Они и так серьёзно сократили свою зависимость от поставок российского газа. Что тогда будет с нашим основным экспортным продуктом? Ни Турции, ни Китаю в таких объёмах газ не нужен. Это понятно каждому, умеющему думать и считать. 

Буквально на днях премьер-министр Болгарии обратился в Еврокомиссию по энергосоюзу с просьбой профинансировать строительство болгарского газового хаба (торговая площадка природного газа) и заявил: «Турция не будет транспортировать российский газ, она запланировала его перепродавать». Видимо, научились турки у наших челноков, покупающих ширпотреб в Турции за центы, а продающих у себя уже за десятки долларов.

А «Китайский поток», или как газпромовцы назвали этот грандиозный восточный проект «Сила Сибири» строить пока вообще не на что. Коммерческая выгода тут ещё более туманная. Общие капиталовложения на трубопровод вместе с газоперерабатывающим заводом в г. Белогорске все эксперты оценивают в гигантскую сумму - более 100 млрд. долларов (две олимпиады!). Где взять столько долларов? Китайцы не торопятся раскошеливаться. Затраты на этот проект могут окупиться через десять-пятнадцать лет! Выходит, займём деньги на строительство дорогостоящей магистрали и десятки лет будем оплачивать ее газом? Купил билет, пешком пошёл… Но самое, на мой взгляд, тревожное – это опять труба в один конец. Одному заказчику.


Монопольный покупатель сможет диктовать «Газпрому» свои коммерческие условия. Девяносто процентов из ста. Да и не заменит «китайский поток» европейских объёмов продажи нашего природного газа. Откройте интернет. Вот официальные данные из открытого доступа. Поставки в Китай при всех прочих благоприятных условия (договор, деньги, сроки) могут начаться в 2020 году. Объём продаж газа будет 4,5 млрд. кубометров в год. На показатель 30 млрд. куб. поставок выйдем примерно к 2030 году. Вот и посчитайте все доходы и расходы нашего «кормильца» - монополиста. Надо договариваться с европейцами. Даже во время холодной войны шла бойкая взаимовыгодная торговля. У нас же целая армия дипломатов, политологов и говорливых политиков. Чем они заняты? 


Обязательно найдётся какой-нибудь записной патриот-государственник и упрекнёт меня: «Зачем он суётся в геополитику? Получил квитанцию, оплатил и помалкивай. Время такое, враги окружили со всех сторон…». На примитивную, как валенок, демагогию, можно сказать одно. Если бы «Газпром» был частной конторой, меня, действительно, интересовали лишь его тарифы на газ, а не как эффективно умеют работать газпромовские менеджеры.


Но одно дело, когда схлопывается банк бестолкового владельца или разоряются предприятия акционеров-неудачников. Можно только пожалеть вкладчиков и посочувствовать людям, доверившим свои деньги горе-предпринимателям. Но когда государственный монополист использует, нежно говоря, неэффективно десятки миллиардов наших общих бюджетных (а значит, и моих) рублей, я минимум имею право знать, почему так всё происходит. И что необходимо сделать, чтобы предприятие с государственным пакетом акции работало на себя и ради своих граждан, а не ради каких-то геополитических игр.


Поскольку в юности я грезил морскими приключениями и даже, окончив астраханскую мореходку, несколько лет ходил по морям, обратил внимание на стремительно развивающийся в последние годы способ транспортировки сжиженных углеводородов через морские терминалы. Это когда транспортировку нефти или сниженного газа осуществляют танкерным флотом. Сам способ стар, как мир, но оказывается, сегодня он оперативнее, эффективнее и, главное, много дешевле, чем любой другой способ поставки углеводородного сырья. 


А самое важное, никто не сможет перекрыть нам ни «Северный», ни «Турецкий», ни какой другой нефтегазовые потоки. Подошёл танкер-покупатель к терминалу на Чёрном, Балтийском или Японском море, нагрузил нефть или сжиженный газ, заплатил и будь здоров. Плыви хоть северным, хоть южным потоком и, кстати, такая страна, как Япония, уже почти на 100 процентов снабжает себя сжиженным газом таким способом. Китай ведет переговоры по строительству продуктовода «сила Сибири», а сам строит портовые газонефтяные терминалы один за другим. С чего бы это? Не верит соседям? А вот это уже его дело.


А дело руководства наших госкомпаний – не посмеиваться высокомерно над своими успешными соседями, а так же диверсифицировать российский рынок углеводородов, искать новые эффективные способы обновления и добычи полезных ископаемых. Осваивать новые технологии, а не проблемы. Не так же давно начальники «Газпрома» снисходительно заявляли о том, что американская затея со сланцевой нефтью и газом – блеф и пустая болтовня. Сто лет нам, дескать, ничего не грозит. Кто же теперь оказался болтуном? США, освоив технологию производства сланцевой нефти, вышли на первое место по его добыче. Это в основном и обвалило цены на международном рынке углеводородов. Конечно, сегодня себестоимость сланцевой нефти 40- 60 долларов за баррель, но технология совершенствуется с каждым годом. А мы так и будем плестись в хвосте цивилизации. Это и есть наш особый путь?


Вот и получается что в условиях коммерческих неудач «Газпрома» на внешних рынках, падающего спроса на природные углеводороды и освоения монополистом заведомо не окупаемых дорогостоящих проектов, финансировать «национальное достояние» придётся нам, российским потребителям. На внутреннем рынке можно обойтись без чувства меры и способности договариваться: согласовал своё желание с кем надо, и опять поднял тарифы на газ. Коммерция? Да, в отечественном исполнении. 


Николай Василич, журналист, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 07 (617), 27.02.2015 г.