В прокат вышел новый военный фильм «Единичка». Провала не случилось, что неплохо по нынешним временам. Интересно теперь дождаться мнений критиков и их возможных совпадений с симпатиями зрителей.
После просмотра я поинтересовался у зрителей: довольны ли они картиной? Большинству понравилось, и они смело выставляют 8 баллов из 10. Я с ними вполне согласен. Излишне рассуждать на тему, что хорошая военная драма вовсе не обязательно должна стать киношедевром. Создатели на это, думаю, не замахивались. Поскольку в анонсе сообщалось: от создателей «Брестской крепости», то зрители были уверены – плохого не увидят. В этом случае их ожидания оправдались, только до размера «Крепости» фильм не дотягивает по всем параметрам. Размах действия здесь идёт на уровне «боёв местного значения» – есть такой термин в воинской науке. А, между делом, бои местного значения как раз самые трудные. И киногерои батареи «1», и создатели одноимённой ленты смогли это блестяще доказать. А это, согласитесь, уже огромный плюс для фильма.
Если поискать минусы, недочёты, нестыковки – есть ли они вообще? Безусловно. Но по ходу просмотра о них не успеваешь задумываться. А это признак того, что их очень мало. Но вот явные киноляпы или затёртые киноштампы здесь отсутствуют в принципе. Это ещё один плюс. Только после сеанса можно вспомнить эпизод, где трое польских партизан отбили немецкую атаку, сильно выручив израненных и ослабленных наших бойцов. Мы тут же прикидываем, что немцы не были трусами, и вряд ли испугались бы троих поляков и отступили. Но во время показа зрителю не до этих раздумий, он озадачен одним – наши должны выжить и победить.
Однако отметим то уязвимое место, что «Единичка» скроена по лекалам «Брестской крепости». Здесь тоже увидим старинный замок, где прячутся польские дети-сироты, есть и некоторые другие аналогии. Создатели эпопеи защитников Бреста не ушли далеко вперёд с новой картиной, но ведь это не самый страшный недостаток. Ну, есть ещё и некоторая предсказуемость в сюжете. Но всё же выгодное отличие от недавних военных экшенов тут налицо. К примеру, если напомнить про тот самый женский «Батальон» (правда, это о 1-й Мировой), то там собрали все штампы патриотического кино. В итоге, можно сказать, фильм вылетел в трубу и скоро будет забыт (а ведь как рекламировали!). Но в «Единичке», повторюсь, заштампованности нет, ну а некоторые киноклише если и не сопутствуют стопроцентной реалистичности событий, то этим ведь грешит любой кинематограф.
Игра актёров вполне на уровне. Кроме наших встретим поляков, есть и немцы. Российские исполнители главных ролей нам достаточно известны, но, к счастью, не успели набить оскомину как, скажем, Балуев. Михаил Евланов больше всего подходит под типаж простого русского вояки. Да и молодой лейтенант в исполнении И.Коробко, как и совсем немолодой в исполнении А.Мерзликина выглядят вполне реалистично для офицеров 40-х. Андрей Мерзликин не меньше десятка лет мелькает на экране в амплуа военных, в основном офицеров, но не повторяется, не успевает надоесть.
В диалогах разных персонажей прокручиваются все трагические моменты советско–польских отношений. Нам как бы устраивают ликбез: почему поляки не любят русских и наоборот. Выясняется, что некоторые дети в приюте стали сиротами из-за гибели их родителей в 1939 году после нападения СССР на восточную Польшу (кстати, одновременно с Гитлером). А советский замполит побывал в польском плену ещё в 1920, после поражения Красной Армии на Висле. И он, естественно, ничего хорошего про поляков сказать не может. Партизаны Армии Крайовой хоть и воюют против фашистов, но и советских бойцов тоже считают врагами. Несмотря на такой замкнутый круг все вместе вынуждены бороться с немцами и защищать детей из приюта. Есть в фильме характерный эпизод, где немецким карателям прислуживают украинские полицаи. Ещё недавно, из-за абсолютно чуждой политкорректности, нам бы показали каких-нибудь власовцев, на которых списывали все грехи. Но на деле власовцев было мало, да и функции выполняли другие, а вот в полицаях из числа местных жителей оккупированных территорий Украины, Белоруссии и России недостатка не было.
Интересно наблюдать, как из всех наших бойцов только замполит пускается в атеистические диспуты с польской монахиней Евой, но, как и следовало ожидать, терпит фиаско. Среди монахов и священников ведь не было идиотов и тугодумов, поэтому атеистам и не светило выиграть в таких спорах.
Победа над врагом достаётся дорогой ценой, - из взрослых персонажей в живых не остаётся никого. Любая война есть трагедия и большое горе. К чести создателей ленты отметим, что они избежали смакования садистских подробностей. Не увидим срезанную снарядом голову (голливудская «Ярость») или кишки в разорванном взрывом животе (это наша «Битва за Севастополь»). Количество смертей здесь предостаточно и так. Зритель переживает вместе с киногероями все ужасы военной мясорубки. Значит, фильм цепляет, и он удался.
А вообще создание фильмов о Великой Отечественной у нас зачем-то поставили на поток, особенно сериалы. Такая практика совершенно порочна, ведь хороших картин крайне мало, а количество давно перешло в явный ущерб качеству. Ладно, хоть «Единичка» может поставить весомый плюсик в военно–исторической тематике за текущий год.
Абрамович Николай, астраханский областной общественно-политический еженедельник "Факт и компромат", № 22 (632)