Существующий сегодня механизм наделения губернаторов полномочиями был введён в 2004 году. В январе 2005 года в Ненецком автономном округе состоялись последние прямые выборы главы региона. В данный момент возвращение прямых выборов становится одной из важных составляющих широкомасштабной политической реформы.
Президентский законопроект о прямых выборах губернаторов некоторое время назад принят. Внесены сотни поправок. Они сделали документ более чётким, отвечающим современным требованиям. По целому ряду поправок на заседании Госдумы развернулась широкая дискуссия.
Что говорит о значимости и важности принимаемого законопроекта. Много было вопросов по поводу судимости кандидатов на должность руководителя региона. Имевшим судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления не место в губернаторском кресле, единодушны во мнении все фракции. Имевшие судимость не имеют право даже выставлять свои кандидатуры на высокую должность. Такая норма существует во всех демократических государствах.
Много расхождений у депутатов было во время обсуждения законопроекта, где шла речь об ограничении срока пребывания на посту губернатора. Сошлись на тезисе: не более двух сроков подряд и не более пяти лет пребывания на губернаторском посту в течение одного срока. Короче говоря, теперь региональные выборы будут проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это позволит россиянам принимать более активное участие в политической жизни страны. По мнению некоторых аналитиков, избранный всеобщим голосованием губернатор будет ближе к народу. Конечно же, очень многое зависит от субъектов Федерации – участников избирательного процесса. Если, к примеру, законодательное собрание принципиальным образом относится к кандидатуре, претендующей на должность руководителя региона, то так называемые «тёмные лошадки» - люди с тёмным прошлым и настоящим вряд ли пробьются на высокий пост. А если ещё и население будет против, то такому кандидату нечего будет даже думать о победе на выборах.
Люди, помня девяностые годы прошлого столетия, с большой осторожностью относятся к кандидатам на выборные должности. В том числе, и к губернаторам. Ещё свежо в памяти, как рвались во власть бандиты и так называемые «денежные мешки». Хорошего они практически ничего не сделали, а вот выборную систему подорвали. Да ещё как! До сих пор не можем отойти.
Согласно новому законодательству, на должность губернатора могут быть предложены кандидатуры как партий, так и через механизм самовыдвижения. В первом случае по партийным кандидатам предлагается проведение консультаций с президентом. Партийным кандидатам процедура сбора подписей не потребуется. Минимальное количество подписей избирателей в поддержку самовыдвиженцев будет определено региональным законодательством. Механизм отрешения от должности главы субъекта федерации тоже предусматривается. Как правило, это будет происходить в связи с утратой доверия главы государства по самым разным причинам. В том числе при выявлении фактов коррупции или конфликта интересов. Таким образом, только в последнее время президент отлучил от губернаторских кресел руководителей Архангельской, Тверской, Мурманской и некоторых других областей.
Так кто же предпочтительнее – кандидат от той или иной партии или самовыдвиженец? Аналитики считают, предпочтительнее партийный кандидат. Думаю, каждому ясно, что партия – это идеология, а значит, и определенная предсказуемость. Во всяком случае ясно, куда поведёт регион губернатор с партийной принадлежностью.
Большое значение для развития региона будет иметь команда губернатора. И здесь, понятное дело, сравнение не в пользу самовыдвиженцев. И если партийный губернатор, надо полагать, наберёт команду в основном из единомышленников, то совсем непонятно, из кого будет формировать свою команду самовыдвиженец. Вполне возможно, что в губернаторы из самовыдвиженцев может попасть человек, делающий ставку на популизм и обычное краснобайство.
Субъектов в Российской Федерации немного меньше ста. А хороших губернаторов раз, два и обчёлся. Вот и тасуют их, словно карты.
Астраханскую область уже не первый срок возглавляет Александр Жилкин. Человек деловой, опытный хозяйственник и партийный работник. Может быть, поэтому и идут дела в регионе неплохо. Недавно на заседании облдумы Александр Жилкин отчитался о результатах деятельности местного правительства. Результаты радуют. Практически все отрасли экономики. Валовой региональный продукт – основной макроэкономический показатель за 2011 год увеличился на восемь с лишним процентов и составил почти 180 миллиардов рублей. По темпам роста ВВП область опережает среднероссийские показатели. По заявлению Жилкина, в ближайшие пять лет региону необходимо привлечь один триллион инвестиций, чтобы жизнь каждого астраханца была достойной и привлекательной.
Новые принципы избрания глав регионов изложены в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенных Дмитрием Медведевым в Государственную Думу в январе текущего года. У общественности разные мнения по этому поводу: от самых восторженных до скептических. Разные прогнозы даются и на жизненность законопроекта. Однако какие бы не делались прогнозы, с полной уверенностью можно сказать, что новый законопроект о прямых выборах губернаторов – это важный, нужный и довольно значимый шаг по пути к демократии в нашей стране.
К. Борисов,
"Факт и компромат" № 15, 12.05.12.