Даже 10 процентов просмотренных ЦИК видеозаписей с астраханских выборов представили чудовищную картину. Это — уголовщина.
Вот два события, о которых в последние дни гудела вся Астрахань.
1) В субботу в 12.00 на Советской (в самом центре города) состоялся митинг в поддержку голодающего Олега Шеина и его товарищей. В предшествующие дни весь город был обклеен листовками с призывами на эту акцию. Собралось восемьсот человек — для Астрахани это почти как Болотная. Приехали даже Миронов и руководство «ГОЛОСа» из Москвы.
2) На этом фоне Игорь Коровин, председатель областной избирательной комиссии, выпустил постановление о собственном премировании по случаю успешно проведенных выборов.
Жаль, что московские коллеги не во всем согласны с руководителем астраханского облизбиркома. Сейчас, когда скандал с выборами в Астрахани далеко вышел за пределы региона, ЦИК, кажется, серьезно рассержена. Для Центризбиркома (не без стараний Коровина, кстати) ситуация сложилась очень неприятная. Сверху историю требуют замять, но как тогда достойно представить это событие, чем его прикрыть, когда на нем все расползается?
Олег Шеин играет с чиновниками по их же правилам — и, кажется, пока по очкам ведет.
Будучи зарегистрированным кандидатом, он затребовал в ЦИК видеозаписи с камер Ростелекома по 120 участкам (а всего их в Астрахани — 203). Для запроса были отобраны те УИКи, в отношении которых в штабе Шеина имелись жалобы о нарушениях. ЦИК не имела права ему отказать, да и к чему? Зачем давать недовольным гражданам такой повод говорить о тенденциозности Центризбиркома?
И вот абсолютно по-честному рабочей группой были истребованы записи, запрошенные Шеиным. Однако не 120, а всего 18, примерно десятипроцентная выборка. Из этих 18 записей Ростелеком прислал 16, и еще одну запись — по ошибке. Участок, который никто не запрашивал.
И — шок. Даже эти 10% просмотренных видео представили чудовищную картину произошедшего в Астрахани. Ни одна из проверенных 17 УИК честностью не отличилась. И из анализа выборки любому станет понятно, что выборов в Астрахани, по сути, не было.
По итогам исследования рабочая группа составила отчет, который передали Чурову. Формулировки в отчете — однозначные.
Вот, к примеру, экспертная оценка рабочей группы ЦИК по участку № 469:
«Председатель УИК в ультимативной форме потребовала от наблюдателей отойти дальше от стола. В противном случае она не будет начинать подсчет. Неиспользованные бюллетени были погашены без объявления их количества. Без видимых оснований комиссия более 2 часов не начинала подсчет голосов избирателей. На веб-камеру результат не зачитывался. На камеру наблюдателя был объявлен результат: кандидат Шеин О.В. — 604, кандидат Столяров М.Н. — 401 (запись имеется), после чего был выдан протокол с этими цифрами. Позже, в ТИК, в систему «ГАС-Выборы» был введен результат: Шеин О.В. — 401, Столяров М.Н. — 604.
Нарушен подпункт «г» пункта 9 ст. 30 ФЗ, пункт 3 ст. 68 ФЗ, пункт 2 ст. 68 ФЗ, ст. 142 УК РФ».
Но к концу прошлой недели Центризбирком отчего-то начало корежить. Если поначалу оттуда шли четкие сигналы о том, что астраханские выборы получат соответствующую оценку (с уголовным акцентом), то потом вдруг настроения в Москве изменились. По некоторым сведениям, было большое недовольство по тому поводу, что астраханцы взяли да и опубликовали данные с камер, проанализированные ЦИК. У чиновников тем самым была отнята возможность «включить заднюю».
«У нас есть данные «изнутри», свидетельствующие о том, что сейчас на ЦИК оказывается колоссальное давление со стороны «Единой России», — говорит Олег Шеин. — Доклад рабочей группы — это еще не официальная позиция комиссии. В пятницу ЦИК пытались спровоцировать на отрицательное решение по Астрахани. Пытались сделать так, чтобы ЦИК вынесла решение, что имели место грубые, но единичные нарушения. ЦИК сумела преодолеть давление — прежде всего, думаю, потому, что дело уже обрело большую огласку».
В пятницу же Леонид Ивлев, член рабочей комиссии ЦИК по астраханскому делу, сообщил, что ЦИК не видит необходимости испрашивать видео с остальных участков. Логика, по всей видимости, такова, что проанализированная выборка дает исчерпывающее представление о характеристиках во всей совокупности. ЦИК так удобно — вроде формально интерес Шеина удовлетворен, и в то же время скандал в объеме не увеличивается.
Но Олег Шеин продолжает требовать обнародования и других видео, и вот из какой логики он исходит.
Чтобы отменить результаты выборов мэра Астрахани, необходимо признать недействительными итоги на 25% всех участков. Так написано в законе, и сделать это может только суд. Всего в Астрахани было 203 УИК, значит, для признания результатов недействительными необходимо решение суда по 51 участку. ЦИК исследовала и сделала выводы только по 17 из них. В теории суд мог бы запросить недостающие записи — но только в том случае, если он был бы заинтересован в установлении истины. А у нас нет никаких оснований в этом суд подозревать. И записи, как полагает Шеин, вряд ли будут запрошены. Видео, сделанные самими наблюдателями, с точки зрения российской Фемиды имеют ничтожную доказательную силу. Суд всегда сошлется на «склейки» — те моменты, когда наблюдатель выключал камеру. Такая «склейка» судьями трактуется как признак редактирования видеоряда. Запись же ростелекомовской камеры — непрерывна, а потому неуязвима для суда.
Стало быть, надо самостоятельно раздобыть официальную съемку с участков — раз ЦИК от участия в деле самоустранилась.
Шеин и его группа запросили в пятницу съемку с камер Ростелекома через портал госуслуг. Собственно, именно этот метод проверки чистоты выборов нам рекомендовали первые лица страны, когда рекламировали многомиллиардную идею с камерами на участках. И что б вы думали? По 10 из запрошенных 11 участков не было найдено ни одной записи.
Запрашивали записи с УИКов в Кировском районе, это центр, здесь были самые серьезные нарушения. И вот такой результат. «Позже с портала исчезли даже записи, которые уже исследовала ЦИК, — рассказывает Шеин. — Аккаунты, зарегистрированные на наши имена, оказались заблокированы. И мы будем просить других граждан, зарегистрированных на этом портале, предоставить нам возможность через их аккаунты запросить интересующие нас записи».
Я считаю, все мы в этом Шеину должны помочь: выцарапать у Ростелекома записи с астраханских участков. Эти люди, которые третью неделю без еды сидят там, на улице Советской, ставят уникальнейший эксперимент, результаты нам всем понадобятся, и уже скоро. Они доказывают, что даже у нас в России, где закон — весьма растяжимое понятие, где чиновник, когда его загоняешь в угол, просто закрывает глаза и перестает замечать неприятное, — так вот даже при этих исходных данных можно бороться за правду.
И можно победить.
Вчера мне Шеин сказал: «Голодовку никто прекращать не собирается — и вы это в заголовок можете вынести. Цель у нас — не добиться мэрского кресла, а освободить город от мафиозных структур».
"Новая газета" № 36 от 2 апреля 2012 г.