«От мягкого Гужвина к жёсткому Жилкину»

Публикация газеты «Факт и компромат» 2004 года

Председатель комитета по социальной политике облдумы Наталья Афанасьева – о выборах мэра, губернатора и проблемах Фонда ОМС
«ФАКТ»: Какова ваша личная оценка нынешней политической и предвыборной ситуации в Астраханской области?
АФАНАСЬЕВА: Ситуация не совсем понятная и какая-то тихая. Наверное, все готовятся к большому штурму, который начнётся ближе к 5 декабря. Хотя административный ресурс полностью задействован, целые армии волонтёров срывают с работы и направляют с агитационными заданиями по детским садам, школам, больницам. Это люди, которые занимают муниципальные должности, и заниматься этим не могут и не должны, тем не менее, их используют в предвыборной кампании мэра. Остальные кандидаты сейчас начнут агитационную работу, и мы все увидим, что за ними стоит, и что они хотят предложить городу. Горожане готовы, наверное, поменять командиров, но как покажут себя лидеры, насколько они готовы защищать интересы горожан? Покажет этот месяц. Сейчас только основной кандидат заявил о своих достижениях, но последние отключения света, непролазная грязь кругом, которая была в непогодицу, показывает, что отчёты несколько расходятся с теми делами, которые есть на самом деле.

Что касается выборов губернатора. В городе появились надписи, что выборы губернатора – фарс, что у Жилкина есть сильный административный ресурс, который не даст возможности другим кандидатам пробиться к власти. Я считаю эти доводы несостоятельными, хотя бы потому, что Жилкину досталась трудная доля, потому что на него свалились сразу три должности. Он сильный и жёсткий политик, наверное, такой же, как и наш президент, поэтому с одной стороны отношение людей к нему сложное, поскольку от мягкого Гужвина к жёсткому Жилкину – переход сложный и трудный в сознании у людей. С другой стороны существует понимание того, что других сильных кандидатов нет. Был оппонент Боженов, но он перешёл на выборы мэра. Поэтому нельзя сказать, что выборы – фарс. Мы смотрим за развитием того, как из первого заместителя высвечивается лицо будущего губернатора и процесс идёт довольно интересный. Избиратели покажут, сколько из них эту линию осознало и готово принять его, как нового губернатора, хотя жёсткая его политика не всем нравится.

Нужны ли выборы, если все будут назначаться с января? Это тоже интересный вопрос. Если все, в том числе и Астраханская область поддержали назначение губернатора, то зачем такие деньги расходовать на выборы и проводить их, если мы будем последние, кто эти выборы будет проводить? Может быть, возможно, было бы обойтись, тем более что право предоставлено областным думам утверждать губернаторов. Наша дума была бы в январе первая, избравшая своего губернатора и, наверное, это было бы более разумно со всех точек зрения? Но тогда пришлось бы изменять устав нашей области, а на это не было времени, а таких предложений наш разумный президент, к сожалению, не внёс. Мы переживаем такой момент, что сейчас пройдут последние выборы, а как вступит закон о назначениях, то мы будем первыми, кто будет назначать губернаторов. Печально, что избиратели теряют всё больше и больше прав, потому что всё меньше и меньше людей из года в год этими правами пользуется. Наверное, власть, исходя из этого, потихоньку забирает у нас эти права. Сначала мы перестанем выбирать губернаторов, потом законодательное собрание будет выбираться по партийным спискам, потом муниципальное образование станет невыборным, и всех как в старые добрые коммунистические времена будут назначать. И если при коммунизме было всё чётко определено и построено, то сейчас в новом времени всё будет по-другому.

«ФАКТ»: Поддержите ли вы лично кого-нибудь из кандидатов, как на выборах губернатора, так и на выборах мэра?
АФАНАСЬЕВА: На губернаторских выборах, наверное, я поддержу Александра Александровича Жилкина. Может быть, где-то есть лучше кандидаты, но они, к сожалению, не захотели быть ими. Жилкин – реальный человек, который стоит у руля области, других реальных кандидатов, которые зарегистрировались, нет. Хотя я считаю, что моя работа, как председателя комитета по социальной политике с ним будет складываться не просто, поскольку он более жёсткий политик, который будет политиком, исполняющим волю центра. А воля Центра не всегда совпадает с теми принципами социальной политики, которую нам хотелось бы видеть, как в регионе, так и в стране.

Что касается выборов мэра. Мы все заявили, что Команда СОС, в которую входит моя организация вместе со мной, поддерживает Сергея Боженова, потому что лидер Команды СОС Олег Шеин в выборах не участвует, а другой лидер Геннадий Смирнов, судя по рейтингу узнаваемости, не проходит.

«ФАКТ»: По каким причинам вы вышли из Фонда обязательного медицинского страхования?
АФАНАСЬЕВА: Фонд ОМС формируется на основании положения, принятого Фондом ОМС Российской Федерации. Там определены квоты: сколько депутатов законодательного собрания должно быть, сколько деятелей местной администрации, представителей медицинской общественности, представителей от профсоюзов. В Фонде я была по квоте профсоюзов вместе с Кузьминым. Я занимаюсь фондом, как председатель комитета по социальной политике, слушаю по второму разу все вопросы, которые выносит правление, потом на бюджетном комитете всё это слушаю, повторно высказывая свои мнения и доводы, потом на заседании думы, принимая окончательно решение по тем или иным вопросам. То есть я четыре раза участвую в решении одного и того же вопроса. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей из бюджетной сферы было привлечено к этим вопросам, поэтому свою квоту профсоюзного лидера я отдала своим коллегам по профсоюзу. Нас мало волнует война между фондом и страховыми компаниями, нас волнует, что врачи и медсёстры не получают заработную плату, а голодный врач не может лечить пациента. Нас волнует то, что в больницах нет лекарств, нет возможности лечь в больницу. Поэтому мне бы хотелось, чтобы больше общественников было занято решением данных проблем. А я, как председатель комитета по социальной политике, от них никуда не уйду.

«ФАКТ»: Какие проблемы в Фонде ОМС вы увидели за время своей работы?
АФАНАСЬЕВА: Проблем там очень много, одна из которых – несовершенство законодательства. Всё строится на документах, которые приходят из Москвы. От нормативов по распределению средств отступить нельзя, не учитываются долги, которые накапливались годами. Долги складываются из диспропорции, которая существует в Фонде из-за системы оплаты труда. Фонд выплачивает больницам за пролеченных больных, сюда же входит стоимость заработной платы, то есть, как таковые средства на заработную плату Фонд не перечисляет. Перечисляет по факту, пролечили 10 больных, за десять больных деньги получили. Люди, которых принимают на работу в муниципальные, государственные, сельские больницы, поступают на повремённую работу, то есть им чётко определена зарплата по разряду, который получили с образованием, стажем работы, аттестацией и восьмичасовой рабочий день. Государство обеспечивает заработной платой по единой тарифной сетке, а потом идёт диспропорция, то есть зарплату им начинают платить не по той ставке, которую назначили при приёме на работу, а так, как заплатила страховая компания за пролеченных больных. Во времена, когда не существовало этого Фонда, все выплаты шли из департамента здравоохранения, там было всё чётко, а сейчас всё с ног на голову поставлено. Страховой компании перечисляются средства из Фонда за застрахованных больных по количеству выданных полюсов, а в больницы компания перечисляет за пролеченных больных. Иногда складывается пропорция – кто кому должен, кто кому переплатил. Существует проблема из-за нехватки денег в бюджете, что не даёт возможности принять, как положено целиком и полностью программу государственных гарантий.

Подготовил М.Мэсов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 62 (139), 2004 г.