От пятисот дней до 20 шагов. Счастье в шаговой доступности обещают кандидаты в президенты страны. Но счастье, увы, все понимают по-разному
Ещё в пору юности один из кандидатов в президенты предлагал обустроить посткоммунистическую Россию за 500 дней. Очень серьёзная, скажу вам, была задумка известного политика-экономиста, прорывная, хотя умеренно-радикальная. Но команде президента Бориса Ельцина программа почему-то не приглянулась. То ли автор не понравился, то ли 500 дней показались слишком длинным сроком до окончательной победы капитализма. И младодемократы пошли своим извилистым путем. Мы ещё идем, или уже остановились, не каждый сможет определить.

А программа в пятьсот дней была, между прочим, довольно привлекательная и чётко прописанная. Причём основной её целью было сохранение в составе Советского Союза большинства республик, на взаимовыгодных условиях поэтапного их вхождения в свободный рынок и предоставления полного суверенитета.

Переход от социализма к капитализму планировался в четыре этапа. В течение первых ста дней предполагалась начальная приватизация государственной земли и недвижимости, акционирование предприятий и создание резервной банковской системы. В следующие 150 дней должна была произойти либерализация цен с заменой устаревшего госаппарата. Потом стабилизация рынка, наполнение госбюджета и повышение конвертируемости рубля. Последние 100 дней должны были привести к росту экономики, появлению эффективных собственников и полной перестройки госструктуры.
Но Верховный Совет СССР затянул обсуждение этой программы чуть ли не до парада суверенитетов бывших союзных республик, а с его началом всем стало не до программы. В итоге мягкий плановый переход от советской экономики к рыночной обернулся гиперинфляцией, острым политическим противостоянием и шоковой терапией.
Как раз в это время – ближе к середине девяностых – и появились первые российские олигархи. Точнее, назначенные властью искусственные миллиардеры. Без конкуренции умов, смыслов, талантов и т. д. Огромные промышленные предприятия были переданы сомнительным путем людям, близким или работавшим около российского правительства. Круг этих лиц сегодня известен каждому. Это несправедливое мероприятие называлось залоговым аукционом. А на самом деле было раздачей самых крупных и прибыльных заводов, фабрик в частные руки, как бы в обмен на кредитование правительства негосударственными банками. Но и это было лукавством. В то время частных банков в России практически не было, деньги были государственные, бюджетные. Это залоговые аукционы прослыли в народе как крупнейшая афера государственного уровня. О ней я напомнил не случайно. Позже мы ещё вернёмся к этой несправедливости.

Так вот, из всех известных медийных кандидатов с конкретными сроками до благополучия привлекли внимание двое. Причем, одна предлагает пройти (вместе с ней, разумеется) сто двадцать три шага. А второй – всего 20. Здесь явно недоработка обоих штабов. Кандидаты сами себя поставили в неравные условия. Кто же будет выбирать 123 шага (да ещё и трудных), если рядом до цели предлагают каких-то двадцать шагов? Каждому захочется сэкономить и время и расстояние. При условии, конечно, что кандидаты предложат одно направление, а не противоположные.

А если серьёзно, то популярная телеведущая, по-моему, может прибавить интерес к выборам и внесёт какой-то элемент интриги. Несколько озадачило другое – огромное количество желающих поуправлять государством. Вот они – итоги «правдивого» российского зомботелевизора: надо же так выхолостить работу президента, чтобы сразу полсотни россиян срочно захотели порулить страной. А что, так учит телевизор: сиди и рули. На конец января претендентов осталось, правда, уже восемь. Но это больше чем конкурс в престижный МГУ (6,3 человек на место). Как нигде не зарегистрированный самокандидат предлагаю пусть к всеобщему счастью (не путать со светлым будущим) – короче некуда. Всего два шага.
Первый. Немедленно купировать незаживающую рану на теле общества – вернуть незаконно переданное имущество государству (читайте про залоговые аукционы). Тут надо немного подробнее.
Недавно социологи из Парижской школы экономики подсчитали, что офшорный капитал российского происхождения достиг уже 62 триллионов рублей. Это больше 70 процентов годового ВВП России и в несколько раз превышает золотовалютные резервы. Конечно, львиная доля отложенного «про запас» – деньги отечественных олигархов. Об этом в прошлом году мы уже писали («Олигархи тоже прячут. Российские богачи растащили на офшоры уже полбюджета страны. И причём тут суды?», «Факт и компромат», № 36 (746), 2017 г.). Вот где спрятано национальное достояние России. Трудно даже представить, какой рывок могла бы осуществить страна, если вернуть на Родину хотя бы часть российских капиталов. Не просто взять и возвратить деньги в казну, их опять растащат по карманам вороватые чиновники. Придумать условия выгодного административного возврата валюты в российскую экономику и жёсткого контроля ее использования в форме прозрачных, адресных инвестиций. Вот, что может быстро и в корне изменить положение страны и жизнь простых россиян. Наглядный пример, возврат всего 500 млрд офшорных рублей в бюджет страны – это почти объём годовых расходов на здравоохранение!

Никто не предлагает, упаси Господи, большевистскую экспроприацию. Никто не предлагает и «арабский вариант», когда полтора десятка принцев-казнокрадов в Саудовской Аравии посадили под арест. Подозреваемых в воровстве сиятельных особ поместили, конечно, не рядовую тюрьму, а в один из лучших отелей столицы. Выпускали по мере «погашения задолженности». Не так давно был освобождён последний «арестант», вернувший саудовскому государству несколько десятков миллиардов долларов.

Мы что, хуже арабов? Необходимо вернуть на историческую родину не только запрятанные офшорные капиталы, но и бывшие высокодоходные предприятия, и главные активы (в первую очередь, связанные с добычей полезных ископаемых). И никаких матросов и революционных трибуналов. Все по-честному. Государство выкупает у олигархов своё же высоколиквидное имущество. «Эффективным» менеджерам хватит вырученного от продажи активов на сто жизней вперед.

Дело в том, что и сегодня в своем большинстве люди довольно туманно понимают причины несправедливого обогащения узкого круга лиц в середине девяностых годов прошлого века. Гнев и ненависть россиян направлены в основном на политических лидеров того времени, а не на конкретных «прихватизаторов» народного достояния. А это не совсем правильно. Исправив историческую ошибку, мы успокоим общество, снизим социальную напряженность.
Второй шаг проще простого. Необходимо срочно реформировать судебную систему страны. Это, правда, в разных вариантах уже давно предлагают известные специалисты-экономисты, социологи-политологи. Тем более, надо побыстрее сделать прозрачной эту замкнутую страшно неповоротливую и неэффективную систему.
При независимом и справедливом (под контролем общественных институтов) суде никто из российских богачей не будет прятать свои миллионы в офшорных банках. Зачем? Независимый и справедливый суд не подкупят толстосумы, не повлияют на него властолюбцы, и собственность никто ни у кого не отожмет. А значит, те дополнительные миллиарды долларов, продолжающие даже сейчас убегать за границу, будут оставаться в родном государстве, и поднимать экономику.

Нет, безусловно, много и других неотложных проблем в стране, но вот эти два шага помогли бы обновить и изменить государство до неузнаваемости. И большинство граждан ощутили бы реальное счастье достойной и комфортной жизни. Вот это была бы скрепа!

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 6 (766), 2018 г.