Как Старый мост в Астрахани приводили в порядок все мы очень хорошо помним. Рабочие, не спеша, в дневное время работали, движение стопорилось, сообщение двух частей города было существенно затруднено. Не прошло и года, как пришлось принимать результаты работы лично мне и на своём опыте. 

Мост хороший, немецкий. Вывезен в качестве репараций из Германии. Добротный образец немецкой инженерной мысли был аккуратно демонтирован и частями доставлен в Астрахань. Здесь уже советские инженеры потрудились, и строители установили этот мост вместе с другими сооружениями, создавшими комплекс Старого моста от Мостстроя до улицы Богдана Хмельницкого. После германских и советских свершений настал черёд астраханщины - довольно серьёзное сооружение доверили в руки тех, кому доверять ничего нельзя в принципе. В результате Старый мост стал выглядеть, как и вся Астрахань в миниатюре. Основные этапы реконструкции прошли по бумаге, солидный бюджет освоили, мост сдан в эксплуатацию, ресурс его продлён. Это на словах, а на деле - в ближайшем будущем нас вновь ждёт его ремонт. Да-да, всё как мы любим: в самое пекло летней жары в городе без деревьев астраханцы и несчастные гости региона будут терять здоровье, стоя на солнцепёке и ожидая покуда рабочие не положат асфальт. Да, они его недавно клали, но это был какой-то странный асфальт, бывший в употреблении что ли. Создалось впечатление, что руководил всеми работами не инженер, а какой-то безвестный прораб. Теперь весь мост выглядит как грунтовая дорога в распутицу: ямы, кочки, колея там, колея здесь и, конечно же, грязь. Грязь просто чудовищная. Ближе к железнодорожным путям грязно так, словно там перевернулся состав с глиной. Очень грязно и скользко. Объезжаешь кочку, попадаешь в яму, цепляешь полосу грязи и машину уже ведёт.

И всё это в кромешной тьме, просто в абсолютной тьме. Старый мост федерального значения не освещён. А зачем включать освещение, если это опасно для жизни и здоровья астраханцев? Дурдом, - скажете? Но нет, астраханские ребята вовсе не дураки. Сначала они поменяли освещение полностью, а только потом его включили. Это логично: сначала идёт монтаж, а уже потом ввод в эксплуатацию. Только первым шагом является планирование. Планирование по-астрахански выглядит так. Подъезжает к основанию моста иномарка с вот таким вот пропуском на лобовом стекле. Из неё выходят двое никчёмышей, вся заслуга которых заключается в том, что они родились у правильных родителей - работяг, что протирают штаны в кабинетах. Выходят они такие и смотрят на мост. Закурили, жеманные жесты барские, мат, но не частый, не через слово. И смотрят на мост. Задача: поменять освещение. Цель: освоить бюджет. Постояли, махнули рукой, позвонили доверенному лицу и сказали: "Михалыч, короче, мост надо Старый осветить. Смету составь, сколько кабеля и ламп надо, что ещё нужно. Ну, прикинь сам, мост стоит, приезжай, посмотришь". Михалыч приехал к мосту с другой стороны, прикинул, составил смету, отдал секретарше никчёмности. Никчёмность подписала, Михалыч получил грузовик материалов и прицепом к нему вагон-бытовку, где сидят засаленные мужички, очень часто с усами. 

Дальше всё как на даче. Проводят провода, цепляют их за удобные места, хоть за дерево, хоть за ограду. Работа спорится, день идёт, бригада получает монтажные надбавки за "верхатуру". Освещение полностью заменено, Михалыч рапортует о готовности. Никчёмность из окна дома смотрит вечером на мост и командует Михалычу: "Врубай!" Мост озаряется огнями, никчёмность выпивает фужер хорошего вина и плюхается в кресло. 

В это время на мост поднимаются ни в чём неповинные астраханцы. Все мы не без греха, но чтобы такое наказание массовое вводить - это надо быть либо садистом, либо сволочью, то есть ответственным за безобразие гадом на окладе с премией. Водители со стороны левобережной части города поднимаются на мост и их слепит прямо в глаза ярчайший свет. Михалыч же не инженер, ему вообще невдомёк, что свет может что-то делать ещё, кроме освещения, собственно, в данном случае моста. Ан нет, оказалось, что имеет значение и расположение ламп и направленность оных. В общем, заезд на Старый мост стал сродни тому, что на вас светят дальним светом сразу несколько машин в упор. Начались роптания, а потом и откровенные нотки возмущения. Сколько бы это продолжалось неизвестно, однако это обескуражило не обделённых властью людей и они решили прекратить безобразие. В результате освещение на мосту больше не включают от греха подальше, а для высоких комиссий лампочки включить легко и показать их прямо из просторных хором с видом на Старый мост. По документам всё шито-крыто, мост стоит, люди по нему ездят и ходят, темень стоит непролазная, но кто обещал, что ночью будет светло? Вам лично, дорогой читатель, обещал кто-нибудь, что ночью на Старом мосту будет светло? Нет? Ну и всё тогда, какие могут быть вопросы. И вопросов никаких нет - по мосту ездят тысячи молчаливых людей. И зимние поездки по этому ужасу, если честно, куда лучше, чем летнее стояние в пробке у моста, потому что из-за качества дорожного покрытия аварии там не редкость. 

Остаётся наслаждаться оставшимися прохладными деньками и найти инженера этой клоунады, а также количество сэкономленных средств на "оптимизации планирования". Для пущей экономии можно обращаться в школы и интернаты. Пусть лучшие ученики планируют освещение на мосту. У ребят хотя бы совесть есть и понимание того, что можно в наши дни модулировать освещение, да и вообще всё, что угодно, заранее и на компьютере. Да-да, дорогущие планшеты и компьютеры не для того, чтобы на них в рабочее время в одноклассниках сидеть и загружать фоточки себя любимых типа на рабочем месте. "А это мы с Лёхой планируем освещение моста. А вот отмечаем ввод в эксплуатацию!" Дипломы инженеров купили, а на "думать" и "соображать" денег не хватило. Да и зачем оно, если всегда можно набрать Михалыча и сказать: "Это, тут дело такое, надо бюджетик тут поскорее освоить. Приезжай, ага. Да решу я твой вопрос с квартирой, решу. Давай, ага. И ребят возьми". И покатила засаленная бригада играть роль благоустройщиков города. Вид создают, зато всем видно - кипит работа. Поэтому и работают днём, чтобы никто не говорил, что бездельники и бездари. Да и фары на машине есть у каждого. Правда, Михалыч?

Иван Вездебываев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 06 (616), 20.02.2015 г.